Слайд 1
Компас в мире слов.
О некоторых приемах работы со школьными словарями.
ФАКУЛЬТАТИВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Слайд 2План урока
Назначение словаря.
Характер и содержание словника.
Порядок расположения слов.
Структура словарной статьи.
Система
помет.
Правила пользования словарем.
Сценарий урока
Слайд 3УШАКОВ.Д.Н.
Орфографический словарь
Впервые вышел в свет в 1933году и претерпел более
40 переизданий
Упражнения
Слайд 4Упражнения
Вставьте пропущенные буквы. Проверьте правописание слов по словарю.
Анж..лика, брош..ра, В..ссарион,
Ген..адий, д..корация, пр.мьера, ф..стиваль, эксп..р..мент.
Слайд 5Упражнения
Поставьте ударения. Выделите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Провертье
по словарю.
Айва, арбуз, баловать, бюллетень, гастрономия, договор, квартал, статуя, столяр,
творог, щавель, кухонный, обеспечение
Слайд 6 Упражнения
Перепишите, согласуя прилагательные с существительными в именительном падеже
единственного числа. За помощью обращайтесь к словарю.
Ста.. фортепьяно, нов.. пианино,
правительствен.. коммюнике, военн.. атташе, натуральн.. кофе, горяч.. какао, шерстян.. кашне.
Слайд 7Упражнения
Раскройте скобки. Проверьте правописание слов по словарю.
(В)лево, (в)право, (в)одиночку, (на)радостях,
(вагоно)строительный,
(контр)адмирал, (выше)упомянутый.
Слайд 8Упражнения
5. Установите разницу в значении данных слов.
Адресат - адресант, ветреный
- ветряной, компания -кампания, воскресение - воскресенье.
Слайд 9
ЖУКОВ В.П., ЖУКОВ А. В.
Школьный фразеологический словарь русского языка
Пользуясь
этим словарём, можно определить значение фразеологизма, источник происхождения, подобрать синонимы
и антонимы.
Упражнения
Слайд 10Упражнения
Для фразеологического словаря составьте словарные статьи во всю ивановскую, как
с гуся вода, не смыкать глаз.
Сопоставьте со словарём.
Слайд 11Упражнения
Пользуясь словарём, определите значение данных фразеологизмов.
Воды не замутит; душа ушла
в пятки; кошки скребут; краем уха.
Слайд 12Упражнения
Выясните значение фразеологизмов, составьте с ними предложения.
Куда глаза глядят;
комар носа не подточит; поминай как звали; положа руку на
сердце; прибирать к рукам.
Слайд 13Упражнения
Установите значение фразеологизмов и входящих в их состав архаичных компонентов.
Бить
баклуши; аршин с шапкой; притча во языцех; как зеницу ока;
Как кур во щи.
Слайд 14Упражнения
Определите происхождение фразеологизмов.
Точить лясы; умывать руки; глас вопиющего в
пустыне; втирать очки; авгиевы конюшни; ариадны нить; засучив рукава.
Слайд 15Упражнения
К указанным фразеологизмам подберите синонимы.
Держать ухо востро, водить за нос,
как снег на голову, проще пареной репы, пускать пыль в
глаза, спустя рукава.
Слайд 16
ОДИНЦОВ В. В., СМОЛИЦКА Г. П., ГОЛАНОВА Е. И., ВАСИЛЕВСКАЯ
И. А.
Школьный словарь
иностранных слов
Пользуясь словарём, можно выяснить
значение иноязычного слова, его происхождение, орфографический и орфоэпический облики, найти однокоренные образования, получить грамматические сведения и культурно- исторические справки
Упражнения
Слайд 17Упражнения
С помощью словаря определите, из каких языков заимствованы данные слова.
Авторитет,
ветеран, гармония, джинсы, инициалы, патриот, юмор.
Слайд 18. Упражнения
2.Объясните значение иноязычных слов при помощи синонимов. Каждое
ли иноязычное слово можно заменить одним русским?
Амбиция, адвокат, аргумент, пакт,
комфорт. отель, фортуна.
Слайд 19Упражнения
Выпишите из словаря иностранных слов по три слова немецкого, французского,
английского и итальянского происхождения. Из каких других языков в нём
отражены заимствования? Приведите примеры.
Слайд 20Упражнения
Подберите родственные слова. Составьте предложения.
Лаборатория, лирика, манера, мотив, монополия, фраза,
факультатив.
Слайд 21Упражнения
Составьте словарные статьи демократия, партнёр, скульптура для словаря иностранных слов.
Сопоставьте со словарём.
Слайд 22Упражнения
Выпишите из словаря иностранных слов по три слова немецкого, французского,
английского и итальянского происхождения. Из каких других языков в нём
отражены заимствования? Приведите примеры.
Слайд 23 Итог занятия
К какому из словарей нужно обратиться, чтобы ответить
на вопросы:
а) как правильно пишется слово д..риж..р;
б) из какого языка
пришло слово лотерея;
в) происхождение фразеологизма ариадны нить?