Слайд 1Комплексный анализ текста
(фрагмент повести
И.С. Тургенева «Ася»)
(подготовка к ОГЭ по
русскому языку)
Слайд 2(1)Дорога к ра..валине в..лась по скату узкой лесистой д..лины. (2)На
дне ее бежал ручей и шумно пробегал через камни как
бы торопясь слиться с великой рекой спокойно сиявшей за темной гранью круто ра(с,сс)ече(н,нн)ых горных гребней. (3)Гагин обратил мое внимание на (не)которые счастливо освеще(н,нн)ые места; в словах его слышался если не живописец, то уж наверное художник. (4) Скоро пок..залась ра..валина. (5) На самой вершине голой скалы возвышалась четырехугольная башня, вся ч..рная, еще крепкая, но словно ра..рубле(н,нн)ая продольной трещиной. (6)Мшистые стены пр..мыкали к башне; кое(где) лепился плющ; и..кривле(н,нн)ые деревца свешивались с седых бойниц и рухнувших сводов. (7)Каменистая тропинка вела к уц..левшим воротам. (8)Мы уже подходили к ним, как вдруг впереди нас м..лькнула женская фигура, быстро перебежала по груде обломков и пом..стилась на уступе стены, прямо над пропастью. (9)
— А ведь это Ася! — воскликнул Гагин, — экая сума(?)шедшая!
(10) Мы вошли в ворота и очутились на (не)большом дворике, до половины заросшем дикими яблонями и крапивой. (11) На уступе сидела Ася. (12)Она пов..рнулась к нам лицом и засмеялась, но не тронулась с места.(13) Гагин погрозил ей пальцем, а я громко упр..кнул ее в (не)осторожности. (14)
— Полноте, — сказал мне ш..потом Гагин, — не дразните ее; вы ее не знаете: она, пожалуй, еще на башню взб..рется.
Слайд 6Орфографическая пятиминутка
Ра..валине, в..лась, д..лины, ра(с,сс)ечё(н,нн)ых, (не)которые, освеще(н,нн)ые , пок..залась, ч..рная,
ра..рубле(н,нн)ая, пр..мыкали, кое(где), и..кривле(н,нн)ые, уц..левшим, м..лькнула, пом..стилась, сума(?)шедшая, (не)большом, пов..рнулась,
упр..кнул, в (не)осторожности, ш..потом, взб..рется.
Слайд 7Расставьте пропущенные знаки препинания в предложении:
На дне ее бежал
ручей и шумно пробегал через камни как бы торопясь слиться
с великой рекой спокойно сиявшей за темной гранью круто рассеченных горных гребней.
(ОГЭ, вопрос 9)
Слайд 8
На дне ее бежал ручей и шумно пробегал через
камни, как бы торопясь слиться с великой рекой, спокойно сиявшей
за темной гранью круто
рассеченных горных гребней.
Слайд 9Из предложений 4–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется
её значением – «присоединение» (ОГЭ, вопрос 4).
Слайд 10I вариант: Замените словосочетание шумно пробегал, построенное на основе примыкания,
синонимичным словосочетанием со связью управление (ОГЭ, вопрос 7).
II вариант:
Замените словосочетание женская фигура, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (ОГЭ, вопрос 7).
Слайд 11В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове
(ОГЭ, вопрос 10).
Она пов..рнулась к нам лицом и засмеялась,(1) но не тронулась с места. Гагин погрозил ей пальцем,(2) а я громко упр..кнул ее в (не)осторожности.
— Полноте,(3) — сказал мне ш..потом Гагин,(4) — не дразните ее; (5)вы ее не знаете: она,(6) пожалуй,(7) еще на башню взб..рется.
Слайд 12Из предложения Она пов..рнулась к нам лицом и засмеялась, но
не тронулась с места выпишите грамматическую основу (ОГЭ, вопрос 8)
.
Слайд 13Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой
(ОГЭ,
вопрос 11)
Слайд 14Выполните морфемный разбор слов:
освещённые,
торопясь,
счастливо
Слайд 15Афоризмы из повести «Ася»
«Крылья у меня выросли – да
…»
«Смех без причины – … смех на свете...»
«Есть
чувства, которые поднимают...»
«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть … »
Слайд 16Запомни!
«Крылья у меня выросли – да лететь некуда... »
«Смех без причины – лучший смех на свете...»
«Есть чувства,
которые поднимают нас от земли»
«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье…»