Слайд 1Федорова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ
№156 города Новосибирска
Интегрированный урок русского языка и литературы
«Комплексный анализ текста
И.А.Бунина «Роман горбуна»
Слайд 2Текст называется «Роман горбуна».
Предположите, о чем в нем может
идти рассказ?
Сколько позиций героев задается в заголовке?
Слайд 3Роман горбуна
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение
на свидание:
«Будьте в субботу пятого апреля,
в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!
Слайд 4Из скольких частей состоит текст?
Какая часть «выбивается» из основного повествования?
Проанализируйте
начало первого предложения первого абзаца и конец последнего предложения третьего
абзаца.
Горбун получил анонимное любовное письмо…
…шла…горбунья.
Каким образом автору удается достичь эффекта обманутого ожидания?
Слайд 5Героиня
Какая же особа предстает перед нами?
Слайд 6Герой
В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый
(серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь
перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели...
Какой эффект достигается использованием ряда глаголов в тексте?
Зачем в тексте два раза повторяется прилагательное тонкий?
Слайд 7Какие слова вызывают интонационный сбой?
Потом, наряженный, он сел в кресло,
- как гость, как чужой в своей собственной квартире, -
и стал ждать рокового часа.
Динамика исчезает, уступая место констатации факта. Время будто останавливается совсем.
Что на фонетическом уровне подготавливает это ощущение рокового часа?
Слайд 8
Что на фонетическом уровне подготавливает это ощущение рокового часа?
В
субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый
с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа.
Слайд 9Какими тревожными сочетаниями наполнено название рассказа?
РА, АР, ГР
С какими другими
словами того же смыслового и звукового ряда оно приходит в
сцепление?
ГОРБУН
ГОРДЫЙ
ДРОЖАЩИМИ
ГРОЗНО
ТРОСТЬ
СОДРОГНУЛСЯ
РОКОВОГО
ГОРБУНЬЯ
Лексическая вертикаль организует внутренне пространство текста
Слайд 10Какой глагол внешне совершенно не соответствует теме текста?
Содрогнулся
Слайд 11Где в любовном послании героини скрывается намек на то, что
она горбунья?
При помощи каких средств автор выделяет эту конструкцию?
... Я
хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам...
Какую функцию выполняет многоточие в данном предложении?
Слайд 12Какой смысл несет последнее предложение текста?
«Беспощаден кто-то к человеку!»
Слайд 13Вывод
Языковые средства всех уровней языка используются для создания художественного образа,
помогают автору создать эффект обманутого ожидания.