Слайд 2Цели и задачи:
1. Образовательные :
повторить и систематизировать понятия
лексическое значение слова- синонимы.
познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести
понятие « антоним ».
научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,
познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
2. Развивающие :
развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова.
развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей.
Развивать сообразительность,мышление,внимание,память.
3. Воспитательные :
Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.
Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного
Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу
Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары
Слайд 3« Угадай слово »
1. Группа специалистов,которая оценивает выступление или присуждает
премии на выставках,конкурсах,состязаниях.
2. Красная строка,отступ вправо в начале строки.
3. Здание
для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях.
4. Слова,одинаковые или близкие по значению , но разные по звучанию и написанию.
Слайд 4Вывод :
Слово – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать
язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный
состав,или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то,что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (түсіндірме сөздігінде). Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же предмет (дорога, путь), один и тот же признак предмета ( веселый, радостный ), одно и то же действие ( убирать, снимать урожай ).
Слайд 6Антонимы -
( От греческого Анти – против, оним – имя).
Это
слова одной и той же части речи с противоположным лексическим
значением.
– оживляют речь, делают ее выразительнее.
Добрый – злой
Добрый - относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.
Слайд 7
Слово – дело великое.
Великое потому что словом можно
соединить
людей , можно и разъединить их , словом можно служить
любви и
миру , словом же можно служить вражде и ненависти.
Л.Н.Толстой
Слайд 8Большой (…), много (…), стакан (…),
высокий (…), верблюд (…), веселый
(…),
дом (…), хорошо (…), часы (…),
кофе (…), чай (…), конец
(…), Сабит (…), синий (…), я (…), мир (…), Уалихан (…), золотой (…),
десятый (…), яблоко (…), ты (…).
Игра «Смотри, не ошибись»
Слайд 9Вывод :
Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих
цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия
металлов.
Слайд 10Ранняя и поздняя осень
Работа по картинам
Составляем рассказ по
картинкам, используя слова, противоположные по значению.
Слайд 11Упражнение 1. Прочитайте. Определите тему текста, озаглавьте его, найдите антонимы.
Странный в сентябре лес – в нем рядом
весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка.Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.Увядание и расцвет. Песни и тишина.
И грустно , и радостно.
Слайд 12Странный – оғаш, әдеттен тыс
Поблёкшие травы – солып қалған шөптер
Зацветающие
цветы – гүлдей бастаған гүлдер
Сверкающий иней – жалтылдаған қырау
Увядание и
расцвет – солу мен гүлдеу
Словарная работа
Слайд 14
Упражнение 4. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям.
Какие антонимы можно подобрать к выделенным словам?
Быстрее -
Прохладно -
Грязно –
Конец
–
Поздняя -
Слайд 15Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки.
Я – антоним к
слову «лето »
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому
что я …
( Зима )
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь …
( Тишина)
Слайд 17Работа по учебнику
(стр.53 упражнение 5)
Чтение диалога по ролям
2. Найдите
в рассказах примеры диалога и монолога
Слайд 18( от греческого слова диалогос – «беседа»
Диалог – разговор двух
или нескольких лиц.
( от греческих слов моно- « один
» + логос – « речь » ).
Монолог – речь одного лица.
Речь
Диалогическая
Монологическая
Слайд 19Произведения в названиях которых
есть антонимы :
«Война и мир» Л.Н.Толстого,
«Толстый и тонкий» А.П.Чехова,
«Живые и мертвые» К.М.Симонова.
Слайд 21
Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,крылатых выражениях.
Правой рукой строит,а
левой разрушает.
Ученье - свет,неученье – тьма.
Сытый голодного не разумеет
Слайд 23Тихая – громкая,
быстрая – медленная,
грустная – веселая,
успокаивающая
- возбуждающая
Музыкальные отрывки :
Слайд 24Игра в мяч
И нам с тобой пришел черед:
Сыграть в игру
« Наоборот ».
Скажу я слово высоко ,
А ты ответишь …
Скажу
я слово далеко,
А ты ответишь …
Скажу я слово потерял
И скажешь ты …
Скажу тебе я слово трус
Ответишь ты …
Теперь начало я скажу
Ну,отвечай …
Слайд 25
СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?
Есть люди добрые и
злые , храбрые и трусливые, умные и недалекие , красивые
и уродливые , здоровые и больные , веселые и угрюмые , старые и молодые , прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
Слайд 26
Задания на дом:
1) Упражнения 6, 8.
2) Выучить наизусть одно
стихотворение,посвященное осени.