Разделы презентаций


Культурные концепты свадебного обряда Кубани (на материале лингвокультурологических словарей)

ЦЕЛЬ дипломной работы - определить круг культурных концептов кубанского свадебного обряда на фоне славянской и русской традиции, выявить базовые концепты и проанализировать их. Задачи: изучить научную литературу по проблеме концепта в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема выпускной квалификационной работы: «Культурные концепты свадебного обряда Кубани (на материале

лингвокультурологических словарей)»  

Тема выпускной квалификационной работы:  «Культурные концепты свадебного обряда Кубани (на материале лингвокультурологических словарей)»  

Слайд 2ЦЕЛЬ дипломной работы -
определить круг культурных концептов кубанского свадебного

обряда на фоне славянской и русской традиции, выявить базовые концепты

и проанализировать их.

Задачи:
изучить научную литературу по проблеме концепта в лингвокультурологии; научную литературу, в которой представлен опыт анализа культурных концептов на материале региональных культур, в том числе фольклора;

ЦЕЛЬ дипломной работы - определить круг культурных концептов кубанского свадебного обряда на фоне славянской и русской традиции,

Слайд 3
ЗАДАЧИ

на основе литературы определить важнейшие культурные концепты свадебного обряда;
изучить материал

словарных статей словаря «Материалы этнолингвистического словаря: Свадебный обряд Кубани» с

целью выявления культурных концептов кубанского свадебного обряда;
выяснить специфику кубанской традиции на фоне славянской и русской.

ЗАДАЧИна основе литературы определить важнейшие культурные концепты свадебного обряда;изучить материал словарных статей словаря «Материалы этнолингвистического словаря: Свадебный

Слайд 4 Глава 1. Традиционная обрядовая культура в лингвокультурологическом аспекте
концепт - это

единица коллективного знания/сознания (отправляющая к высшим духовным ценностям), имеющая языковое

выражение и отмеченная этнокультурной спецификой [Степанов Ю.С., Воркачев С.Г.].
Глава 1. Традиционная обрядовая культура в лингвокультурологическом аспекте концепт - это единица коллективного знания/сознания (отправляющая к

Слайд 5
Опираясь на работы в области лингвокультурологии и этнолингвистики, исследователи локальной

культуры разрабатывают методики лингвокультурологического исследования обряда. Активно ведутся лексикографические поиски

в области этнолингвистики и лингвокультурологии на уровне национальных языков (Е. Бартминский, Н. И. Толстой, А. Т. Хроленко). Подход и инструментарий этих дисциплин вполне приложим к региональным (локальным) культурам определенного национального языка.
Опираясь на работы в области лингвокультурологии и этнолингвистики, исследователи локальной культуры разрабатывают методики лингвокультурологического исследования обряда. Активно

Слайд 6Свадебный обряд как феномен и его концептуальное наполнение привлекает внимание

исследователей разных научных направлений – фольклористики, этнолингвистики, лингвистики. Исследователи выделяют

разные концепты в обрядовом дискурсе. Есть скрытые концепты и те, которые находятся на поверхности. В связи с тем, что свадьба – это событие, то многие отмечают концепт времени и пространства как базовые структуры.
В работах известных современных ученых А. К. Байбурина и А. Юдина названы в качестве основных концепты время, пространство, путь, смерть.

Свадебный обряд как феномен и его концептуальное наполнение привлекает внимание исследователей разных научных направлений – фольклористики, этнолингвистики,

Слайд 7 ГЛАВА 2. Репрезентация концептов время, пространство в кубанском и

донском словаре: на материале лингвокультурологического словаря

На материале словаря «Свадебный

обряд Кубани» вычленили такие концептуальные сферы, как время и пространство. Свадьба носителями традиционной культуры воспринимается как событие, протекающее в определенное время. Здесь следует выделить такие дни, как среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, понедельник, а также – первый день свадьбы, второй день свадьбы, третий (четвертый) день свадьбы. Знакомясь с материалами словаря, мы выделили 29 словарных статей, которые содержат концепт время.
ГЛАВА 2. Репрезентация концептов время, пространство  в кубанском и донском словаре: на материале лингвокультурологического словаря

Слайд 8В суботу прыходять з утра друшкы называюца, нивестыны подругы, удивают

нивесту до обеда.
З обеда начинають ходыть з друшкамэ, нивеста

биз жыныха, ходыть по дворах, кого прыглашають на свайбу с песнюю спивають. Оцэ йийи водять. До мэнэ прывылы, покланылась вана мини. Я ий там якэ шо дала, подарочёк якый. Пуспивалы, с шышкамы ходять, шышку прыныслы, прыглашайим вас, на завтра прыходьтэ на свайбу
(ст. Петровская-05, Чумак Валентина Ивановна, 63 года) С. 146.
В суботу прыходять з утра друшкы называюца, нивестыны подругы, удивают нивесту до обеда. З обеда начинають ходыть

Слайд 9
Особое время в свадебном обряде – это ночь первого и

второго дня и утро второго дня. В это время вершится

много ритуальных действий. Об этом нам сообщают словарные статьи садовыть сад с. 90 (ночь первого дня), покрас с. 84, цвыты с. 103-104 (утро после первой брачной ночи); нэсты сладкэ с. 97, флах билый, флах красный с. 101 (ночь второго дня (брачная ночь). Все статьи отражают концепт 'честность, целомудрие невесты'. Многие символы, используемые на свадьбе, и ритуальные действия, совершаемыt в это время, направлены на то, чтобы объявить публично о честности невесты.
Особое время в свадебном обряде – это ночь первого и второго дня и утро второго дня. В

Слайд 10
Концепт пространство представлен в таких словарных статьях, как Дом с.54,

Ворота с. 44, Околишная с. 79, Порог с. 84. В

«Материалах этнолингвистического словаря: Свадебный обряд Кубани» (далее СОК) заглавное слово статьи ВОРОТА определено как 'место свершения различных обрядовых действий'. Этот культурный смысл проявляет себя в рамках свадебного ритуального дискурса в устойчивых номинациях культурных актов ~ВЫВО'ДЫТЬ ЗА ВОРО'ТА, ~СТОЯ'ТЬ НА ВОРО'ТАХ, ~ЗАБЫВАТЬ НА ВОРО'ТИ ПА'КОЛ.
Концепт пространство представлен в таких словарных статьях, как Дом с.54, Ворота с. 44, Околишная с. 79, Порог

Слайд 11В ходе анализа фольклорных текстов кубанского обряда, мы находим реализацию

в них концептов свое пространство – чужое пространство, путь. Первый

реализуется в антонимичной парадигме мамо – свыкруха, чужие люди, второй проявляется в лексемах собираися, пийду, там:
- Дэ ж ты, доню, собираися?
Дэ ж ты, доню, собираися?
Шо так рано жэ наряжаися.
- Пийду ж, мамо, миж чужые люды.
Пийду ж, мамо, миж чужые люды.
Ой я знаю, якэ горэ будэ,
Ой там горэ грэмыть нэистовэ,
Як свыкруха норовыстая.
В ходе анализа фольклорных текстов кубанского обряда, мы находим реализацию в них концептов свое пространство – чужое

Слайд 12Справочная часть словарной статьи «Гильце» содержит такой материал: Д.: Гилка,

ж. юж. Древесная ветка. Т. 1, с.350. ССЛО: Ёлка, -и,

ж. Свадебное деревце – еловая ветка, украшенная лентами, цветными бумажками, конфетами и пр., которую устанавливали на стое (иногда закрепляли на свадебном хлебе) во время девичника и (или) свадебного торжества. Свидетиль приижжаит на прадажу и пъкупаит ёлку вмести с нивестъй. Лив. (Речицы). С. 175. Кра'сота, -ы, ж. То же, что ёлка. Красъта – украшъная лентъми и свичами ёлъчка на свадьбе. Залег. (Туровка). С.177. Я'блонка, -и, ж. То же, что ёлкъ. А нъ стале-тъ яблънка стаить – ёлка, украшынъя игрушкъми. С. 181. УС-00: Гiлка, -и, ж. невеликий боковий вiдросток, пагiн дерева, чагарника або трав'янистоï рослини. С.60.
Справочная часть словарной статьи «Гильце» содержит такой материал: Д.: Гилка, ж. юж. Древесная ветка. Т. 1, с.350.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика