Разделы презентаций


Лексические нормы современного русского языка и их нарушение презентация, доклад

Содержание

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ НАРУШЕНИЕ. ЗАНЯТИЕ 5

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«КУЛЬТУРА РЕЧИ –

ОТРАЖЕНИЕ

ДУШИ»

И.А.Суязова,
учитель русского языка МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»
Воронежской области

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС   «КУЛЬТУРА РЕЧИ –

Слайд 2ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ НАРУШЕНИЕ.



ЗАНЯТИЕ 5

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ НАРУШЕНИЕ. ЗАНЯТИЕ 5

Слайд 3 Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока
Ты слова не сказал!
Саади, персидский поэт XIII века
Умён ты или глуп,      Велик ты

Слайд 4правила, своего рода законы, которые
помогают нам из множества слов

и
устойчивых словосочетаний выбрать
самое нужное, что точно передаст
нашу

мысль и сумеет выразить чувства,
будет уместным и не нарушит
существующих в языке традиций.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ — ЭТО

правила, своего рода законы, которые помогают нам из множества слов и устойчивых словосочетаний выбрать самое нужное, что

Слайд 5ПРАВИЛА ГРАМОТНОЙ И ПОНЯТНОЙ РЕЧИ
ПРАВИЛО 1
Слова и устойчивые выражения необходимо
использовать

в том значении, которое они
имеют в современном литературном языке.
ПРАВИЛО

2
Смешение в речи паронимов недопустимо.
ПРАВИЛО 3
Сочетание слов в речи не должно противоречить
смыслу соединяемых понятий и нарушать
языковую традицию их употребления.
ПРАВИЛА ГРАМОТНОЙ И ПОНЯТНОЙ РЕЧИПРАВИЛО 1Слова и устойчивые выражения необходимоиспользовать в том значении, которое они имеют в

Слайд 6ПРАВИЛА ГРАМОТНОЙ И ПОНЯТНОЙ РЕЧИ
ПРАВИЛО 4
Следует избегать речевой избыточности.
ПРАВИЛО 5
При

использовании в речи фразеологизмов
нельзя искажать их значение, изменять их форму.
ПРАВИЛО

6
Не следует злоупотреблять в речи иностранными
словами.
ПРАВИЛО 7
Выбранные слова и выражения должны
соответствовать условиям общения и основному стилю
изложения.

ПРАВИЛА ГРАМОТНОЙ И ПОНЯТНОЙ РЕЧИПРАВИЛО 4Следует избегать речевой избыточности.ПРАВИЛО 5При использовании в речи фразеологизмовнельзя искажать их значение,

Слайд 7ПРАКТИКУМ
Задание 1: К каждому слову первой группы подберите соответствующее одно

или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания.
1.

Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады.
2. Корабли, самолёты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звёзды, лжецы, мореплаватели.
ПРАКТИКУМЗадание 1: К каждому слову первой группы подберите соответствующее одно или несколько слов из второй группы и

Слайд 8Задание 2: Назовите первоначальные фразеологизмы,
по аналогии с которыми даны

заголовки газетных статей
1. Валюта строить и жить помогает.
2. Велика

Россия, а жить негде.
3. В Минфин со своим уставом.
4. О бедном солдате замолвите слово.
5. Смело, товарищи, в лапу.
6. Большому рублю большое плавание.
Задание 2: Назовите первоначальные фразеологизмы, по аналогии с которыми даны заголовки газетных статей1. Валюта строить и жить

Слайд 9ОШИБКИ,
СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПАРОНИМОВ

Исправьте речевые ошибки, связанные

с употреблением паронимов
Отчет представляется в двух экземплярах.
Перед нами стал вопрос.
Планировка средств выполнения работ оказалась
преждевременной.
4. В конце учебника предоставлен список
рекомендательной литературы.
5. Земля надела землю снегом.
6. Скорые поезда укротили время прибытия пассажиров.
7. Студенты быстро освоили новый материал.
8. В новых кварталах города находятся самые высотные
дома.

Задание 3:

ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПАРОНИМОВ            Исправьте

Слайд 10УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАРОНИМОВ
Задание 4: Составьте словосочетания со
следующими паронимами.
Столб — столп,

удачный —удачливый,
понятный — понятливый, соседский —
соседний, хозяйский - хозяйственный,
обидный -

обидчивый, тяготиться —
тяготеет, бережный - бережливый.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАРОНИМОВЗадание 4: Составьте словосочетания со следующими паронимами.Столб — столп, удачный —удачливый,понятный — понятливый, соседский —соседний, хозяйский

Слайд 11Задание 5: Отредактируйте предложения.
1) Ha вокзале висит объявление: "Касса для

командировочных
на втором этаже ".
2) Господа командировочные, получите командировочные
удостоверения.
3) Студенты

первого курса для вселения в общежитие должны
предоставить справки.
4) Председатель собрания предстает слово докладчику.
5) Авторы предоставили издательству рукопись книги.
Станция может с большим эффектом снабжать энергией
завод.
7) Можно начинать собрание: форум уже есть.
Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень
занятый.
Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа,
не был больным.
Задание 5: Отредактируйте предложения.1) Ha вокзале висит объявление:

Слайд 12АНТОНИМЫ
Задание 6: Вычеркните неправильно подобранные
антонимические пары.
Правда – ложь, солдат —

офицер, добрый –
злой, хлеб - булка, говорить - молчать.
2)

Родной - чужой, густой —редкий, дерево - куст,
веник - швабра, большой - маленький.
3) Белый - зелёный, день — ночь, цветок - дерево,
единственный - многочисленный, плакать -
смеяться.
4) Солнце — земля, хороший - плохой, умный - глупый,
стол - стул, паркет – линолеум.
АНТОНИМЫЗадание 6: Вычеркните неправильно подобранныеантонимические пары.Правда – ложь, солдат — офицер, добрый –злой, хлеб - булка, говорить

Слайд 13СИНОНИМЫ
Задание 7: Составьте словосочетания со
словами - синонимами, приведёнными ниже, и
словами,

данными в скобках.
Лечебный, лекарственный, целебный (источник,
трава, учреждение, сила, средство, грязи,

препарат,
растения); старый, старинный, древний (друг,
обычай, язык, книга, режим, предание, дуб, времена,
квартира); тихий, беззвучный, безмолвный (голос,
плач, ночь, городок, согласие, смех, тишина, поля,
жизнь).
СИНОНИМЫЗадание 7: Составьте словосочетания сословами - синонимами, приведёнными ниже, исловами, данными в скобках.Лечебный, лекарственный, целебный (источник,трава, учреждение,

Слайд 14Задание 8: Найдите ошибки в
приведённых словосочетаниях, объясните,
чем они обусловлены.
Глубокая бездна,

подскочить вверх, соединить
воедино, ладонь руки, огромная махина, коллеги
по труду, местный

абориген, народный фольклор,
смелый риск, сатирическая карикатура, мемориальный
памятник, громко грянуть.
Задание 8: Найдите ошибки вприведённых словосочетаниях, объясните,чем они обусловлены.Глубокая бездна, подскочить вверх, соединитьвоедино, ладонь руки, огромная махина,

Слайд 15Задание 9: Определите, правильно ли употреблены
слова иноязычного происхождения в приведённых
предложениях.
Для

свободных игр выносим на площадку много
различных атрибутов: вожжи, санки, тапочки.


2) Во многих районах вода оказалась в минимуме.
3) Моя карьера болельщика началась давно.
4) Несомненны высокие спортивные кондиции
подготовки фигуристов.
5) Количество читателей нашей библиотеки
непрерывно прогрессирует.
Задание 9: Определите, правильно ли употребленыслова иноязычного происхождения в приведённыхпредложениях.Для свободных игр выносим на площадку многоразличных атрибутов:

Слайд 16ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИ
Мой сайт http://suyazova.my1.ru/

www.proshkolu.ru Ирина Анатольевна
Суязова – личная страница

ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИМой сайт http://suyazova.my1.ru/www.proshkolu.ru Ирина АнатольевнаСуязова – личная страница

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика