Слайд 1Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические,
контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»
Учитель русского языка и
литературы
МКОУ «Машинская СОШ» Тосненского района Ленинградской области
Рыжикова Р.Е.
Слайд 2Цели урока: Обучающая
- повторить понятия о лексических и стилистических синонимах,
оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;
- дать понятие о
контекстных синонимах, их роль в тексте;
- познакомить с градацией как средством выразительности речи.
Слайд 3Цели урока: Развивающая
- создать условия для развития у обучающихся умений
анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);
- обеспечить развитие
ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.
Слайд 4Цели урока: Воспитывающая
- воспитание любви к родному языку; стремления развивать
и обогащать свою речь;
- воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.
Слайд 5Актуализация опорных знаний
Что такое синонимы?
Виды синонимов:
Лексические
Стилистические
Контекстные (контекстуальные)
Слайд 6
Проверка усвоения сформированных умений
Лексические синонимы
Задание №1
Подберите синонимы к
данным словам:
настоящий
конечно
Отечество
красивый
Слайд 7Задание №2
В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
карандаш,
стол, лампа
ученик, школа, портфель
сад, лес, берёза
дом, изба, лачуга
Слайд 8Задание №3
Какие слова НЕ являются синонимами?
печально – грустно
советовать – рекомендовать
эффектный
– эффективный
отличный – великолепный
Слайд 9Задание №4
Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений.
Какова роль синонимов в этом тексте?
Подчеркните синонимы в последнем
предложении.
ТЕКСТ:
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Из рассказа В.П. Астафьева
Слайд 10Задание №5
О чём рассказывает автор?
Каково лексическое значение слова «кедрач»?
А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»?
Какова роль синонимов
в последнем предложении?
Какая картина возникает в нашем воображении?
Слайд 11Роль синонимов в тексте
Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их
значений и помогло писателю создать картину огромной, величественной, мрачной, даже
зловещей тайги.
Синонимы шорох, шуршание, шелест создают впечатление необычайной тишины.
Слайд 12Стилистические синонимы
Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:
лицо, лик,
рожа;
ныть, жаловаться, стенать;
идти, шествовать, брести;
идти, шествовать, брести;
постичь, понять, уразуметь.
Слайд 13Прочитайте текст
Дракон
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!»
сказал
И, улыбаясь, заказал:
- Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти
–
Прочие сласти.
Для этой головки –
Перловки.
Для этой глотки –
Селёдки.
Для этой башки –
Пирожки.
Для этой рожи –
То же.
Для этого личика –
Два сдобных куличика.
Что ещё? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
В. Берестов.
Слайд 14Вопросы и задания к стихотворению
Какие ряды синонимов встретились в стихотворении?
Выпишите их.
Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? Объясните
это.
Какую роль выполняют стилистические синонимы?
Слайд 15Роль стилистических синонимов
позволяют определить стилистическую принадлежность текста;
позволяют понять авторское
отношение к описываемому
Слайд 16Контекстные синонимы
В стихотворении три ряда лексических синонимов:
Голова - головка –
башка;
пасть – глотка;
рожа – личико.
В
данном контексте эти слова называют один и тот же предмет – голову дракона. Следовательно, это синонимы, но только в данном тексте.
Слайд 17Синонимы используются как средство выразительности
Градация (от латинского gradatio
– постепенное возвышение) - расположение близких по значению слов в
порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
Например: …вы должны были… испустить ручьи…реки, озёра, океаны слёз! (Ф.М.Достоевский)
Слайд 18Синонимы – средство связи предложений в тексте
Синонимы (в том числе
и контекстные) используются как средство связи предложений в тексте
Например:
Иногда диспуты были довольно бурными и нередко заканчивались дракой. Схватку усмиряли преподаватели.
Слайд 19Для чего нужны синонимы
в речи?
Чтобы сделать нашу речь богаче
и выразительнее
Чтобы избежать повторов
Чтобы понять отношение автора к тому, о
чём он пишет
Чтобы использовать синонимы как средство выразительности
Или средство связи предложений