Разделы презентаций


Лексика и фразеология

Содержание

По каждой характеристике определите вид тропа и напишите его название 1) Образное использование прилагательных - ___________________2) Свойства человека переносятся на неодушевлённый предмет- ______________________________________________________________3) Скрытое сравнение - _______________________________________4) Один предмет сравнивается с

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лексика и фразеология 5 класс
Учитель Гузенкова М.Н.

Лексика и фразеология 5 классУчитель Гузенкова М.Н.

Слайд 2По каждой характеристике определите вид тропа и напишите его название


1) Образное использование прилагательных - ___________________
2) Свойства человека переносятся на

неодушевлённый предмет- ______________________________________________________________
3) Скрытое сравнение - _______________________________________
4) Один предмет сравнивается с другим - _______________________
По каждой характеристике определите вид тропа и напишите его название 1) Образное использование прилагательных - ___________________2) Свойства

Слайд 3Укажите в таблице номера примеров, соответствующих данным тропам.
а) пропитались

солнцем
б) серебряные росы
в) улыбнулись берёзки
г) зеркало затона
д) задремали звёзды
е) листья,

как ладошки
ж) золотой дождь

Укажите в таблице номера примеров, соответствующих данным тропам. а) пропитались солнцемб) серебряные росыв) улыбнулись берёзкиг) зеркало затонад)

Слайд 4Прочитайте диалог из Интернет-чата. Проведите наблюдение за особенностями лексики участников

чата. Сравните диалог в чате с обычным диалогом.
Могучий Мук.

Привет, пацаны и девчонки! Как делишки?
Принцесса. Проснулся, наконец-то…Чмоки-чмоки…
Том. Приклеивайтесь к теме: чо под ёлкой нашли 31-го?
Могучий Мук. Родичи комп. игры подарили. Зашибись!!!!!!
Принцесса. Прикольно, но не греет.
Том. Всех греет, тебя нет. Ты неправильная девчонка!
Принцесса. Меня новый сотик греет.
Могучий Мук. Сотик с накрутками?
Принцесса. Ес, ес, ес…
Том. Японскую музычку прокачаешь?
Принцесса. О кэй!!!!
Прочитайте диалог из Интернет-чата. Проведите наблюдение за особенностями лексики участников чата. Сравните диалог в чате с обычным

Слайд 5Восстановите лингвистический текст и перескажите его.
Есть такие слова, лексическое

значение которых позволяет объединить их в особые группы.

С и н о н и м ы - слова одной части речи, которые______________
______________________________________________________________
Синонимы могут отличаться ____________________________________
или употреблением ___________________________________________
А н т о н и м ы - слова одной части речи _________________________
_______________________________________________________________
О м о н и м ы – слова, одинаково __________________________________
_______________________________________________________________

Восстановите лингвистический текст и перескажите его. Есть такие слова, лексическое значение которых позволяет объединить их в особые

Слайд 6Отгадайте и запишите слова-омонимы. Если вы правильно выполните задание, то из

первых букв этих слов-отгадок получите омоним.
1. Они помогают улучшить зрение;

служат для опре­деления победителя.
2. Он не без добрых людей; он лучше доброй ссоры, даже если он худой.
3. Она пуще неволи; если на неё ехать, то не надо собак кормить.
4. Эта одежда украшает; солдат получает его вне очереди.

Отгадайте и запишите слова-омонимы. Если вы правильно выполните задание, то из первых букв этих слов-отгадок получите омоним.1.

Слайд 7Отгадайте и запишите слова-омонимы. Если вы правильно выполните задание, то из

первых букв этих слов-отгадок получите омоним.
5. Его готовят из

молока, сахара и патоки; он имеет крупные цветки; из него можно связать красивые вещи.
6. Её мы можем видеть на лице; ее можно подвести (подложить) под кого-нибудь (что-нибудь); на ней можно подорваться.
Отгадайте и запишите слова-омонимы. Если вы правильно выполните задание, то из первых букв этих слов-отгадок получите омоним.

Слайд 8Самостоятельная работа
1. Выпишите из ряда слов те, которые являются синонимами:

мальчик, мальчонка, паренёк, шалун, парнишка, Серёжа, отрок, сынок, мальчуган, ученик.


2. Подберите два-три синонима к данным словам: блестеть, сердитый (1 вариант); хорошо, смелый (2 вариант).
3. Запишите пары антонимов-существительных, антонимов-прилагательных, антонимов-глаголов (по одной паре слов каждой части речи).
4. Выпишите из данных пар слов те, которые являются лексическими омонимами: тонкая спица – хорошо спится, халат из атласа – географический атлас, широкий луг – горький лук, тушить овощи – тушить свет.
Самостоятельная работа1. Выпишите из ряда слов те, которые являются синонимами: мальчик, мальчонка, паренёк, шалун, парнишка, Серёжа, отрок,

Слайд 9Отгадайте профессию по данным спискам:
1) диагноз, реанимация, пинцет, скальпель ________________________

2) подрамник, мольберт, холст, палитра __________________________
3) счётчик, вилка, проводка,

электрощит _________________________
Отгадайте профессию по данным спискам:1) диагноз, реанимация, пинцет, скальпель ________________________ 2) подрамник, мольберт, холст, палитра __________________________ 3)

Слайд 10Вставьте пропущенные буквы. Проведите морфемный разбор выделенных слов. Подчеркните профессионализмы.
Опас_ное

заб_левание, зн_менитый зо_парк, ж_вопис_ная мес_ность, кин_варь, нарц_сс, тяж_лый рю_зак, радос_ное

ож_дание, обн_вить наря_, д_лёкий г_ризонт, кор_ектор, ре_нимация, ин_екц_я, ув_дать от жары, тен_истая ал_ея, п_хучая жи_кость, пощ_дить чу_ства, чес_ный п_ступок, д_алектизмы, профес_ионализмы, к_менистый бере_.
Вставьте пропущенные буквы. Проведите морфемный разбор выделенных слов.  Подчеркните профессионализмы.Опас_ное заб_левание, зн_менитый зо_парк, ж_вопис_ная мес_ность, кин_варь,

Слайд 11Прочитайте описание героев картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

Подчеркните все устаревшие слова, использованные в сочинении. Правильно ли они

употреблены?

Иван-царевич с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке от преследователей. На фоне мрачного леса ярко выделяется сказочная одежда героев.
Иван-царевич одет в светло-коричневый яхонт, подпоясанный
синим кафтаном. На его голове сафьяновая шапка, на ногах – голевые
сапоги. За спиной висит шпага в ножнах.
На Елене Прекрасной надето голубое парчовое платье с золотой
каймой и яхонтовым пояском. На ногах – вышитые золотыми нитками сапожки. Голову царевны украшает расшитый драгоценными камнями кушак, на шее – червлёные бусы из скатного жемчуга.

Исправьте ошибки: зачеркните неверно употреблённые устаревшие слова и напишите сверху подходящие по смыслу слова.

Прочитайте описание героев картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Подчеркните все устаревшие слова, использованные в сочинении.

Слайд 12Восстановите лингвистический текст и перескажите его.
Большинство слов родного языка

являются общеупотребительными. Словами ограниченного употребления являются _____________________________________________________
______________________________________________________________

Слова, вышедшие из живого употребления называются _____________________________________________________________.
Ф р а з е о л о г и я – раздел _______________________, который изучает __________________________сочетания - __________________. Они придают речи образность и выразительность. Происходит это потому, что слова в таких сочетаниях употребляются в ______________________________ значении.
Восстановите лингвистический текст и перескажите его. Большинство слов родного языка являются  общеупотребительными. Словами ограниченного употребления являются

Слайд 133 Представьте, что вы прогуливаетесь по волшебному городу Лексика. Познакомьтесь

с его улицами, парками, домами. Изучите все вывески и афиши.

Объясните, как в названиях кафе, магазинов и улиц отразилось богатство и разнообразие лексики русского языка.
3 Представьте, что вы прогуливаетесь по волшебному городу Лексика. Познакомьтесь с его улицами, парками, домами. Изучите все

Слайд 14Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в городе Лексика. Ответьте на

следующие вопросы:
В каких домах живут иноязычные слова? Запишите их номера.

_______________1, 2,3, 5, 6,8______________________________________________
На какой улице живут омонимы? Улица предлогов_____________________________________________________________
Где живут устаревшие слова? 1, Ямщицкий переулок____________________________________________________________
Укажите адрес синонимов. ПАРК Радости и веселья_____________________________________________________________
Где живут антонимы? _________________________________7;____________________________
Запишите место проживания разговорной и просторечной лексики. 10_____________________________________________________
______________________________________________________________
Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в городе Лексика. Ответьте на следующие вопросы:В каких домах живут иноязычные слова?

Слайд 15Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите

слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите средства художественной выразительности,

созданные на основе этого переноса.

Со нце спряталось
за ситцевой
Зан вескою небес
Ч рно-бурою лисицею
Под г рой улёгся лес.
Д. Кедрин.

Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите

Слайд 16Ул тают птиц.. за м ре
Миновало время жатв
На х л

дном сером мраморе
Листья ж лтые лежат.

Д. Кедрин.
Ул тают птиц.. за м реМиновало время жатвНа х л дном сером мрамореЛистья ж лтые лежат.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика