Слайд 1Лексика и фразеология 5 класс
Учитель Гузенкова М.Н.
Слайд 2По каждой характеристике определите вид тропа и напишите его название
1) Образное использование прилагательных - ___________________
2) Свойства человека переносятся на
неодушевлённый предмет- ______________________________________________________________
3) Скрытое сравнение - _______________________________________
4) Один предмет сравнивается с другим - _______________________
Слайд 3Укажите в таблице номера примеров, соответствующих данным тропам.
а) пропитались
солнцем
б) серебряные росы
в) улыбнулись берёзки
г) зеркало затона
д) задремали звёзды
е) листья,
как ладошки
ж) золотой дождь
Слайд 4Прочитайте диалог из Интернет-чата. Проведите наблюдение за особенностями лексики участников
чата. Сравните диалог в чате с обычным диалогом.
Могучий Мук.
Привет, пацаны и девчонки! Как делишки?
Принцесса. Проснулся, наконец-то…Чмоки-чмоки…
Том. Приклеивайтесь к теме: чо под ёлкой нашли 31-го?
Могучий Мук. Родичи комп. игры подарили. Зашибись!!!!!!
Принцесса. Прикольно, но не греет.
Том. Всех греет, тебя нет. Ты неправильная девчонка!
Принцесса. Меня новый сотик греет.
Могучий Мук. Сотик с накрутками?
Принцесса. Ес, ес, ес…
Том. Японскую музычку прокачаешь?
Принцесса. О кэй!!!!
Слайд 5Восстановите лингвистический текст и перескажите его.
Есть такие слова, лексическое
значение которых позволяет объединить их в особые группы.
С и н о н и м ы - слова одной части речи, которые______________
______________________________________________________________
Синонимы могут отличаться ____________________________________
или употреблением ___________________________________________
А н т о н и м ы - слова одной части речи _________________________
_______________________________________________________________
О м о н и м ы – слова, одинаково __________________________________
_______________________________________________________________
Слайд 6Отгадайте и запишите слова-омонимы.
Если вы правильно выполните задание, то из
первых букв этих слов-отгадок получите омоним.
1. Они помогают улучшить зрение;
служат для определения победителя.
2. Он не без добрых людей; он лучше доброй ссоры, даже если он худой.
3. Она пуще неволи; если на неё ехать, то не надо собак кормить.
4. Эта одежда украшает; солдат получает его вне очереди.
Слайд 7Отгадайте и запишите слова-омонимы.
Если вы правильно выполните задание, то из
первых букв этих слов-отгадок получите омоним.
5. Его готовят из
молока, сахара и патоки; он имеет крупные цветки; из него можно связать красивые вещи.
6. Её мы можем видеть на лице; ее можно подвести (подложить) под кого-нибудь (что-нибудь); на ней можно подорваться.
Слайд 8Самостоятельная работа
1. Выпишите из ряда слов те, которые являются синонимами:
мальчик, мальчонка, паренёк, шалун, парнишка, Серёжа, отрок, сынок, мальчуган, ученик.
2. Подберите два-три синонима к данным словам: блестеть, сердитый (1 вариант); хорошо, смелый (2 вариант).
3. Запишите пары антонимов-существительных, антонимов-прилагательных, антонимов-глаголов (по одной паре слов каждой части речи).
4. Выпишите из данных пар слов те, которые являются лексическими омонимами: тонкая спица – хорошо спится, халат из атласа – географический атлас, широкий луг – горький лук, тушить овощи – тушить свет.
Слайд 9Отгадайте профессию по данным спискам:
1) диагноз, реанимация, пинцет, скальпель ________________________
2) подрамник, мольберт, холст, палитра __________________________
3) счётчик, вилка, проводка,
электрощит _________________________
Слайд 10Вставьте пропущенные буквы. Проведите морфемный разбор выделенных слов.
Подчеркните профессионализмы.
Опас_ное
заб_левание, зн_менитый зо_парк, ж_вопис_ная мес_ность, кин_варь, нарц_сс, тяж_лый рю_зак, радос_ное
ож_дание, обн_вить наря_, д_лёкий г_ризонт, кор_ектор, ре_нимация, ин_екц_я, ув_дать от жары, тен_истая ал_ея, п_хучая жи_кость, пощ_дить чу_ства, чес_ный п_ступок, д_алектизмы, профес_ионализмы, к_менистый бере_.
Слайд 11Прочитайте описание героев картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».
Подчеркните все устаревшие слова, использованные в сочинении. Правильно ли они
употреблены?
Иван-царевич с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке от преследователей. На фоне мрачного леса ярко выделяется сказочная одежда героев.
Иван-царевич одет в светло-коричневый яхонт, подпоясанный
синим кафтаном. На его голове сафьяновая шапка, на ногах – голевые
сапоги. За спиной висит шпага в ножнах.
На Елене Прекрасной надето голубое парчовое платье с золотой
каймой и яхонтовым пояском. На ногах – вышитые золотыми нитками сапожки. Голову царевны украшает расшитый драгоценными камнями кушак, на шее – червлёные бусы из скатного жемчуга.
Исправьте ошибки: зачеркните неверно употреблённые устаревшие слова и напишите сверху подходящие по смыслу слова.
Слайд 12Восстановите лингвистический текст и перескажите его.
Большинство слов родного языка
являются общеупотребительными. Словами ограниченного употребления являются _____________________________________________________
______________________________________________________________
Слова, вышедшие из живого употребления называются _____________________________________________________________.
Ф р а з е о л о г и я – раздел _______________________, который изучает __________________________сочетания - __________________. Они придают речи образность и выразительность. Происходит это потому, что слова в таких сочетаниях употребляются в ______________________________ значении.
Слайд 133 Представьте, что вы прогуливаетесь по волшебному городу Лексика. Познакомьтесь
с его улицами, парками, домами. Изучите все вывески и афиши.
Объясните, как в названиях кафе, магазинов и улиц отразилось богатство и разнообразие лексики русского языка.
Слайд 14Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в городе Лексика. Ответьте на
следующие вопросы:
В каких домах живут иноязычные слова? Запишите их номера.
_______________1, 2,3, 5, 6,8______________________________________________
На какой улице живут омонимы? Улица предлогов_____________________________________________________________
Где живут устаревшие слова? 1, Ямщицкий переулок____________________________________________________________
Укажите адрес синонимов. ПАРК Радости и веселья_____________________________________________________________
Где живут антонимы? _________________________________7;____________________________
Запишите место проживания разговорной и просторечной лексики. 10_____________________________________________________
______________________________________________________________
Слайд 15Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите
слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите средства художественной выразительности,
созданные на основе этого переноса.
Со нце спряталось
за ситцевой
Зан вескою небес
Ч рно-бурою лисицею
Под г рой улёгся лес.
Д. Кедрин.
Слайд 16Ул тают птиц.. за м ре
Миновало время жатв
На х л
дном сером мраморе
Листья ж лтые лежат.
Д. Кедрин.