Слайд 1Инновационный проект
«Лексико-семантический аспект этимологического анализа на уроках русского языка»
Подготовила
учитель
русского языка и литературы средней школы № 77 Козлова Ирина
Николаевна
Слайд 2Введение
Для того, чтобы выяснить, что слово обозначает в контексте, я
выбрала способ решения проблемы - создание Словаря на основе лексико-
семантико- этимологического анализа.
Словарь – одна из точек возможного взаимодействия в интегративном подходе к обучению русскому языку и литературе.
Слайд 3Введение
Создание собственного Словаря делает учеников причастными к исследовательской работе, а
также дает возможность решить и ряд других задач (воспитать толерантность,
развить интерес к урокам русского языка, раскрыть творческие возможности).
Более подходящим для этого методом стал метод проекта.
Слайд 4Идея. Задачи. Актуальность.
Идея: Создание этимологического словаря на заданную тематику.
Задачи:
Развивать
языковое чутье у учащихся.
Обогащать словарный запас учащихся.
Повышать речевую и общую
культуру учащихся.
Раскрывать творческий потенциал учащихся.
Создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Повышать интерес к урокам русского языка.
Показать «язык» как явление развивающееся.
Слайд 5Идея. Задачи. Актуальность.
Актуальность:
Использование этимологического анализа на уроках русского языка
позволяет активизировать языковую интуицию, что является основой орфографических навыков.
Семантический аспект
этимологического исследования позволяет учащимся правильно понимать значение слов, что в свою очередь облегчает понимание смысла художественного произведения, чтение современной периодики, восприятие радио- и телепередач.
Создает у ученика целевую установку на усвоение школьной программы, формирует убежденность не только в учебной значимости, но и в практической пользе навыков по русскому языку.
Обогащает словарный запас учащихся, повышает их речевую и общую культуру, развивает интеллект, приобщает к истории и культуре своего народа и своей страны.
Метод проекта позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности, выразить свои мысли в удобной для них форме.
Слайд 6Концепция
Эффективность использования этимологического анализа для развития языкового чутья
Значение работы
со словарями
Семантический аспект этимологического анализа
Обоснование выбора метода проекта
Слайд 7Эффективность использования этимологического анализа для развития языкового чутья
Предмет «Русский язык»
решает общие задачи языкового образования, которые сформулированы в образовательном стандарте.
Они состоят в формировании речевой культуры личности, в воспитании сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному орудию общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, в формировании и развитии коммуникативной компетенции.
Слайд 8Эффективность использования этимологического анализа для развития языкового чутья
Ориентация процесса обучения
русскому языку на интенсивное речевое развитие требует максимальной опоры на
природные способности человека. Не случайно поэтому в последнее десятилетие активизировалось внимание к проблеме развития языкового чутья ребенка и построения таких методических систем, которые бы обеспечивали в школьном образовании опору на это уникальное проявление психофизиологических возможностей человека.
Слайд 9Эффективность использования этимологического анализа для развития языкового чутья
Эффективным приемом, активизирующим
языковое чутье, является использование этимологического анализа на уроках русского языка.
Эффективность этой работы прежде всего объясняется неистребимым желанием ребенка проникнуть в тайну рождения слова, потребностью разгадать незримую связь явлений, запечатленную в нем, а также интуитивной способностью проводить семантико - структурные параллели между родственными словами.
Слайд 10Эффективность использования этимологического анализа для развития языкового чутья
Этимологический анализ может
возродить в слове былую образность, раскрыть глубинный смысл;
Этимологический анализ активизирует
языковую интуицию, особенно в тех случаях, когда школьнику предлагается сначала самостоятельно доказать историческое родство предложенных групп слов (нож – вонзить – заноза), а затем проверить свою лингвистическую догадку, обращаясь к этимологическому словарю.
Слайд 11Эффективность использования этимологического анализа для развития языкового чутья
Итак, опора на
языковое чутье ребенка, целенаправленное развитие природной языковой интуиции - одно
из важнейших условий правильной и эффективной организации процесса обучения русскому языку.
Слайд 12Значение работы со словарями
Необходимо отметить, что на современном этапе
работа со словарями, необходимыми для семантико - этимологического анализа, должна
органично войти в учебный процесс. Не случайно и школьные программы по русскому языку содержат требования формировать у школьников умение пользоваться разными видами словарей.
Слайд 13Значение работы со словарями
Между тем, работа со словарями проводится,
как правило, эпизодически. Учащиеся, обращаясь к словарям, не всегда учитывают
все сведения о слове. Обычно в толковых словарях их интересует значение слова, в этимологических - его происхождение. Соединить полученную информацию, освоить в едином ключе, дать необходимые комментарии и собственные наблюдения - цель создания самими учащимися собственного Словаря.
Слайд 14Значение работы со словарями
Пользуясь несколькими словарями при составлении своего
Словаря. Ученики сравнивают их, узнают, какая информация и с какой
степенью полноты содержится в каждом из них.
Форма собственного Словаря, созданного самими учащимися, позволяет полностью раскрыть творческие возможности каждого из них, почувствовать себя успешными.
Слайд 15Значение работы со словарями
Иллюстрации к изучаемым словам, статьи, собственные
предположения и догадки в виде сочинений, размышлений - все это
делает работу интересной и живой.
Подбор слов для лексико – семантико -этимологического анализа, виды заданий могут быть различными. Это зависит от темы урока, от изучаемого программного материала, от речевой подготовки учащихся, но при этом всегда необходимо помнить, что систематическая работа со словарями, проводимая в тесной связи с уроками русского языка и литературы, способствует обогащению словарного запаса ученика, повышению общей культуры.
Слайд 16Семантический аспект этимологического анализа
Семантическая сторона этимологического исследования до сих
пор остается наименее разработанной, что и позволяет считать данную тему
актуальной. К тому же закономерности, которые проявляются в семантическом развитии слова, не столь последовательны и постоянны, как в области фонетики и словообразования. Вот почему некоторые ученые считают, что именно разработка семантического плана – самое важное в этимологическом анализе.
Слайд 17Семантический аспект этимологического анализа
Обращаясь к семантической стороне этимологического исследования,
учёные сталкиваются с целым рядом значительных трудностей. Прежде всего, в
глаза бросается неимоверная пестрота, а подчас – неожиданность этих изменений. Еще более неожиданной представляется этимологическая общность таких слов, значения которых, на первый взгляд, даже логически трудно увязать между собой («простыня», «скромность» и «прощение», «гроб» и «родина», «стая» и « комната»). А это значительно затрудняет семантическую сторону этимологического анализа. Не сразу понятны этапы семантического развития некоторых слов. Так, например, происходит со словом Коровай: «резень, кусок»--«кусок пищи»--«кусок хлеба»--«хлеб»--«круглый хлеб».
Слайд 18Семантический аспект этимологического анализа
Можно сделать вывод, что именно лексико
– семантический аспект этимологического анализа формирует у школьников не только
орфографические навыки, но и вырабатывает способность полноценно и многогранно воспринимать семантическую характеристику языкового явления.
Слайд 19Обоснование выбора метода проекта
Сегодня метод проектов представляет собой такую
организацию учебно-познавательной деятельности школьников, в результате которой ученики создают проект,
являющийся результатом детальной разработки ими какой-либо теоретически или практически значимой проблемы, ее описания и решения. В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также критического мышления.
Слайд 20Обоснование выбора метода проекта
Метод проектов позволяет развивать у школьников
в единстве и взаимосвязи все компоненты лингвистической компетенции.
Проектная деятельность
учит школьников:
Самостоятельно приобретать знания;
Использовать приобретенные знания для решения новых практических и познавательных задач;
Вырабатывать на основе освоенных приемов исследовательской деятельности собственные стратегии, в основе которых лежат развитые умения и навыки регуляции учебно-познавательной деятельности.
Слайд 21Обоснование выбора метода проекта
Метод проекта - самостоятельное постижение учащимися
лингвистических, речеведческих, психолингвистических проблем, имеющих жизненный смысл, получение конкретного результата
и его публичное предъявление.
Слайд 22 ЭТАПЫ РАБОТЫ над исследовательским проектом
Определение проблемы, цели и
задач исследовательской деятельности,
Направленной на решение проблемы.
Выдвижение гипотезы исследования.
Определение и
обсуждение методов исследовательской деятельности.
Определение способов оформления результатов исследования (реферат, доклад, творческий отчет и др.).
Сбор, обработка, анализ и систематизация источников исследования проблемы, полученных данных.
Подведение итогов, оформление результатов исследования.
Презентация исследовательского проекта в выбранной форме.
Анализ результатов деятельности, определение перспектив и новых проблем исследования.
Слайд 231 ЭТАП – погружение
Учитель
формулирует:
проблему проекта;
сюжетную ситуацию;
цель и задачи.
Учащийся
осуществляет:
личностное присвоение проблемы;
вживание в ситуацию;
принятие, уточнение,
конкретизацию цели и задачи.
Слайд 242 ЭТАП – организация деятельности
Учитель
предлагает, организует:
организовать группы;
распределить роли
в группе;
спланировать деятельность по решению задач проекта;
возможные формы презентации
результатов
Учащийся
осуществляет:
разбивку на группы;
распределение ролей в группе;
выбор формы и способов представления предполагаемых результатов
Слайд 253 ЭТАП – осуществление деятельности
Учитель
не участвует, но:
консультирует учащихся по
необходимости ;
контролирует (ненавязчиво);
дает новые знания, указывает на источники, где
их можно получить;
репетирует предстоящее представление результатов
Учащийся
работает самостоятельно:
каждый индивидуально и в группе;
консультирует по необходимости ;
добывает недостающие знания;
готовит презентацию
Слайд 264 ЭТАП – презентация
Учитель
принимает отчет:
обобщает и резюмирует, подводит итоги;
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение; толерантность и др.;
акцентирует
внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат.
Учащийся
демонстрирует:
понимание проблем;
умение планировать и осуществлять работу;
найденный способ решения проблемы;
рефлексию деятельности и результата;
дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Слайд 27Инновационный опыт использования Этимологического Словаря» на уроках русского языка
Проект №
1
Тема: «Мудрость жизни и мудрость слова» (Притчи).
Класс: 7-ой
Цель: создание «Этимологического
словаря» по текстам заповедей из «Книги притчей Соломоновых» и стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»
Слайд 28Инновационный опыт использования Этимологического Словаря» на уроках русского языка
Проект №
2
Тема: «Чудо русского искусства» И. Э. Грабарь
Класс: 7-ой
Цель:
Создание Этимологического словаря для подготовки к экзамену по русскому языку ( работа проводится непосредственно перед сочинением по тексту Е. Осетрова «Храм Покрова на Нерли»)
Слайд 29Инновационный опыт использования Этимологического Словаря» на уроках русского языка
Проект №
3
Тема: Анализ стихотворения О.Мандельштама «В игольчатых чумных бокалах».
Класс: 11-ый
Цель: Создание
этимологического словаря к тексту стихотворения
Слайд 30Аналитическая справка
Изучение отношения учащихся к изучению русского языка;
Анализ успеваемости;
Показатели
качества знаний и успеваемости срезовых работ;
Выбор предметов итоговой аттестации учащимися
11 классов.
Слайд 31Изучение отношения учащихся к изучению русского языка
Рисунок 1: Итоги по
7 «Б» классу
Рисунок 2: Итоги по 9 «Г» классу
Слайд 32Анализ успеваемости
Рисунок 3: Данные по 7 «Б» классу
Слайд 33Показатели качества знаний и успеваемости срезовых работ
Рисунок 4: Сравнение показателей
Слайд 34Выбор предметов итоговой аттестации учащимися
11 «Б» класса
Слайд 35Примерное планирование
Системное создание Словарей является инновацией данного проекта. Опыт
работы в этом направлении позволил создать планирование для дальнейшего использования
«Этимологических словарей» на уроках русского языка в 7-х классах (класс-интенсив).
Создание собственного Этимологического словаря - это, прежде всего, поиск источников, в которых прослеживается непосредственно связь языка и культуры.
Слайд 36Примерное планирование
Первостепенная задача учителя русского языка - формировать национальное
самосознание учащихся, создавать у учеников представление о языке как материальной
и духовной ценности; воспитывать любовь к родному языку, гордость за него, потребность к сохранению чистоты родного языка как явления культуры.