Слайд 1Преподаватель русского языка и литературы
Чулкова Л.Г.
ГАПОУ «Техникум транспорта имени Героя России
С.А.Солнечникова г. Орска Оренбургской области»
«Изобразительно-выразительные средства языка. Технология выполнения задания 24 в тестах ЕГЭ по русскому языку»
Цель урока:
Систематизировать знания учащихся по определению изобразительно-
выразительных
средств языка, сформировать навык выполнения
задания 24 в КИМах ЕГЭ через выработку алгоритма способов действий
Слайд 3
Наш родной язык, самый богатый и поистине
волшебный, - явление уникальное, удивительное. Но сегодня в нём уживаются
и тесно переплетаются красивое и некрасивое…
Слайд 4
Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто
владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса:
Как сделать так, чтобы язык наш был красивым, величественным, выразительным?
Слайд 5
– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения
между ними.
– Для чего могут использоваться средства выразительности?
Слайд 6
– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать
средства выразительности, уметь их классифицировать, различать, определять их роль в
тексте и т.д.?
Какие трудности вы при этом испытываете?
Слайд 7
Какие цели и задачи поставим перед собой для
работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?
Слайд 8
Цель для учащихся -получить опыт практической работы с заданием
24.
Слайд 9
ЗАДАЧИ:
1. Выучить виды средств выразительности.
2. Создать алгоритм действий по
определению средств выразительности в тексте
3. Совершенствовать умение
находить средства
выразительности в тексте.
Слайд 11
Работа
с изобразительно-выразительными средствами
языка
Слайд 12Обратите внимание на термины, на которые указывают лучи. Какой термин
"спрятан" в фокусе?
Слайд 16Выразительные средства языка
лексико-фразеологические
синтаксические
общие
специальные (тропы)
общие
риторические фигуры
звукопись
Слайд 17 Многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы,
фразеологизмы, высокая лексика, просторечная лексика, термины, диалектизмы, канцеляризмы, архаизмы, историзмы,
неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы.
Изобразительно-выразительные средства языка
лексико-фразеологические
синтаксические
общие
специальные (тропы)
общие
звукопись
Слайд 18Специальные средства выразительности – тропы.
Слайд 19
Тропы
фигуры речи
(или стилистические фигуры).
Троп —
изобразительный приём,
состоящий в
употреблении
слова или выражения
в переносном
значении.
Цель тропа
- украсить
речь,
сделать её более
выразительной.
Фигура речи —
это особое
синтаксическое
построение,
служащее для
усиления
выразительности речи.
Слайд 20 Риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос,
антитеза, градация, повтор, анафора, эпифора, параллелизм, градация, эллипсис, парцелляция, оксюморон
Изобразительно-выразительные
средства языка
лексико-фразеологические
синтаксические
общие
специальные (тропы)
общие
риторические фигуры
звукопись
Слайд 21 Ряды однородных членов, неполные предложения, вводные слова, цитаты,
вопросительные и восклицательные предложения, прямая речь.
Изобразительно-выразительные средства языка
лексико-фразеологические
синтаксические
общие
специальные (тропы)
общие
звукопись
Слайд 22 Ассонанс, аллитерация, звукопись
звукопись
Изобразительно-выразительные средства языка
лексико-фразеологические
синтаксические
общие
специальные (тропы)
общие
риторические фигуры
Слайд 23
Перед вами карточки с терминами выразительности:
Многозначные слова, метафора, антитеза, антонимы,
оксюморон, анафора, ряды однородных членов, аллитерация.
Классифицируйте данные термины на основе
их значения.
1 группа: общие лексические средства,
2 группа - тропы,
3 - фигуры,
4- общие синтаксические средства
5.-звуковые средства.
Слайд 24
«Для того чтобы перенести читателя в военную Москву, Е.
Воробьёв использует такое лексическое средство, как _____ («камуфляж», «перебросят» и
др.). Автор скуп на развёрнутые описания. Из синтаксических средств чаще всего используются бессоюзные предложения и _____ (предложение 17«Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова»). Тем выразительнее редкие тропы, передающие эмоциональное состояние героев: _____ («в пепельном небе» в предложении 25) и _____ («в сердце росла гордость» в предложении 35)».
Список терминов:
1) эпитет
2) ряды однородных членов
3) ирония
4) метафора
5) профессиональная лексика
6) диалектизм
7) антитеза
8) сравнительный оборот
Слайд 25
Выполнение задания из демоверсии – 2010 ЕГЭ по русскому языку
Алгоритм рассуждения
1. Классифицируйте
каждый термин из списка согласно выделенным группам средств выразительности (лексико-фразеологические, синтаксические- общие; специальные: тропы и риторические фигуры; звукопись).
2. Обратите внимание на слова-подсказки в тексте задания: …с помощью такого синтаксического средства выразительности, такой троп, как и т.п.
3. Если в качестве варианта ответа вы выбираете троп, то помните, что в основе его должно лежать переносное значение.
4. Если значение прямое, то это общеязыковое средство или фигура.
Слайд 26
«В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью
такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает
читателя к размышлению.
Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию.
_____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) ряд однородных членов
3) фразеологизмы
4) инверсия
5) олицетворение
6) парцелляция
7) эпитеты
8) литота
9) вопросительные предложения
Слайд 27
Выполнение задания
Образец рассуждения. В задании демоверсии два раза употреблено словосочетание
«синтаксическое средство», поэтому, явно, что в ответе не может быть
термина, относящегося к лексико-фразеологическим средствам выразительности.
Произведя анализ, легко определить, что В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове, используя следующие синтаксические средства выразительности: вопросительные предложения (предложения 4, 5) и инверсию - «людей везучих» в предложении 14, «глаза его»- в предложении 17.
Разбор оставшихся примеров поможет провести следующее рассуждение: если перед нами троп, то слово должно иметь не прямое, а переносное значение. Если значение слов прямое, то это, скорее всего, синтаксическое средство. Поэтому «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала» - троп, из предлагаемого перечня мы без труда определяем, что это разновидность метафоры – олицетворение.
Слайд 28
Сделаем выводы.
1. Какие группы выразительных средств можно выделить?
2. Какая методическая
подсказка поможет вам выполнить задание 24?
Слайд 29 Какие цели и задачи мы ставили перед
собой в начале урока?
-Над чем ещё предстоит работать?
-Какую практическую
помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену?
-Для чего нужна работа
по определению
средств
выразительности?
Слайд 30
Список литературы
Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11
классы: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
– 128 с.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части В. - М.: «Экзамен», 2009.
Единый государственный экзамен 2015. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2015.
Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку:планирование занятий, организация уроков, система упражнений.-М..:Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных задач / ФИПИ авторы- составители: Гостева Ю.Н., Зверева Е.Н., Курятова В.М., Васильевых И.П., Цыбулько И.П. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование. М.: Айрис-пресс, 2005. – 776 с.
Секреты стилистики. / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, - М.: Рольф, 1996. – 208 с.
Т.Б. Трошева, «Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика» (Учебное пособие). Краснодар, 2007г.
Интернет-ресурсы по проблемам подготовки к ЕГЭ по русскому языку.