Разделы презентаций


Литературные нормы русского языка. Экология речи

Содержание

В словаре В.Даля 250 000 слов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Экология речи
МОУ СОШ №99
г.Ростова-на-Дону
Учитель Мотайло Ирина Фёдоровна
Литературные нормы русского

языка

Экология речи МОУ СОШ №99г.Ростова-на-ДонуУчитель Мотайло Ирина ФёдоровнаЛитературные нормы русского языка

Слайд 2
В словаре В.Даля 250 000 слов

В словаре В.Даля 250 000 слов

Слайд 3 Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К

смерти все

готово.
Всего прочнее на земле - печаль
И долговечней – Царственное слово.

А. Ахматова

Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все

Слайд 4Я вас любил:
Любовь еще, быть может,
В душе моей угасла

не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит
Я не хочу

печалить вас ничем…

А.С.Пушкин
Я вас любил: Любовь еще, быть может,В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не

Слайд 5Попробуй, м – м,
Попробуй, джага – джага.
Попробуй, а –а –
Мне

это надо, надо.
Опять мне кажется, что кружится
моя голова.
Мой мармеладный,
Я не

права!

Современная песня
Попробуй, м – м,Попробуй, джага – джага.Попробуй, а –а –Мне это надо, надо.Опять мне кажется, что кружитсямоя

Слайд 6Определите значение слов,
И вы избавите человечество
От половины его заблуждений.

Р. Декарт
Определите значение слов,И вы избавите человечество От половины его заблуждений.

Слайд 7В каком ряду значение одного из слов сформулировано неверно:

А. Цензура

– надзор за печатью и средствами массовой информации.

Б.Триумф –

победа, торжество, успех.

В. Делегат – выборный представитель.

Г. Экспорт – ввоз товара в страну для продажи.

Задание1

В каком ряду значение одного из слов сформулировано неверно:А. Цензура – надзор за печатью и средствами массовой

Слайд 8Какое из перечисленных слов имеет значение «не имеющий недостатков, безупречный»?

А.

Изумительный.
Б. Великолепный.
В. Потрясающий.
Г. Безукоризненный.
Задание2

Какое из перечисленных слов имеет значение «не имеющий недостатков, безупречный»?А. Изумительный.Б. Великолепный.В. Потрясающий.Г. Безукоризненный.Задание2

Слайд 9В каком предложении вместо слова «представить» нужно употребить слово «предоставить»?

А. Этот дом представляет из себя нечто похожее на замок.

Б.

Актер умел представить пение соловья.

В. Вам нужно срочно представить отчет о командировке.

Г. Я представил вам самостоятельно решать эти вопросы.

Задание3

В каком предложении вместо слова «представить» нужно употребить слово «предоставить»? А. Этот дом представляет из себя нечто

Слайд 10В каком ряду не все слова являются синонимами:

Узы, оковы, путы.
Воображение,

фантазия, вымысел.
Усердие, одолжение, услуга.
Холм, пригорок, возвышенность.
Задание4

В каком ряду не все слова являются синонимами:Узы, оковы, путы.Воображение, фантазия, вымысел.Усердие, одолжение, услуга.Холм, пригорок, возвышенность.Задание4

Слайд 11Какая пара слов не является антонимами:

Редколесье, чаща.
Жизнерадостный, унылый.
Лицемерный, двоедушный.
Закономерный, случайный.

Задание

Какая пара слов не является антонимами:Редколесье, чаща.Жизнерадостный, унылый.Лицемерный, двоедушный.Закономерный, случайный.Задание 5

Слайд 12Исправьте лексические ошибки:


Чтобы быть грамотным и обладать большим

жаргоном слов, нужно читать книги.

Мама сказала, чтобы я

надел свитер, но я наперерез отказался.

- Летом ребята нашего класса обратно будут участвовать в экспедиции.

Задание6

Исправьте лексические ошибки:Чтобы быть грамотным и обладать большим   жаргоном   слов, нужно читать книги.Мама

Слайд 13Составьте словосочетания со словами:


- принять

шаги
- предпринять силу
применить

меры


- внести решение
- вынести предложение
- вынашивать планы

Задание7

Составьте словосочетания со словами:- принять        	шаги- предпринять

Слайд 14
Составьте словосочетания со словами, чтобы был понятно их значение:


-

абонент, абонемент;
- вражеский, враждебный;
- военный, воинский;


- гарантийный, гарантированный;
- двойной, двойственный;
- доверчивый, доверительный

Задание8

Составьте словосочетания со словами, чтобы был понятно их значение:- абонент, абонемент;- вражеский, враждебный;- военный, воинский;

Слайд 15
Произнесите слова, правильно ставя ударение:

- намерение, одновременный, тотчас, ходатайство, цемент,

столяр, звонишь, закупоренный, квартал, договор, танцовщица, кухонный, мизерный, приняла. понял,

поняла, досуг, эксперт, уведомить.

Задание9

Произнесите слова, правильно ставя ударение:- намерение, одновременный, тотчас, ходатайство, цемент, столяр, звонишь, закупоренный, квартал, договор, танцовщица, кухонный,

Слайд 16Исправьте ошибки в предложениях с деепричастными оборотами:

Слушая музыку Скрябина, нас

не покидает ощущение искренности художника.

Едва овладев грамотой, в нашу жизнь

на третьем году обучения вошел английский язык.

Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

- Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Мальчик гладил собаку, виляя хвостом.

Задание10

Исправьте ошибки в предложениях с деепричастными оборотами:Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности художника.Едва овладев грамотой,

Слайд 17 Исправьте ошибки в употреблении однородных членов предложения:

-Он мечтал

о поездке в Москву, учиться, работать, быть полезным людям.

-После

выхода в свет комедии Фонвизина недорослями стали называть молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни.

Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде, но и в Михайловском.

Задание 11

Исправьте ошибки в употреблении однородных членов предложения: -Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать, быть

Слайд 18Исправьте ошибки в построении предложений:

- Обращаясь к дружине, князь

Игорь сказал, что «хочу поломать копье о конец поля половецкого».

Автор «Слова…» упрекает князей в разорении земли Русской, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую».

- В Киеве Святослав осуждает поход Игоря, говоря, что «бесславно вы
одолели, без славы пролили кровь поганых».


Задание 12

Исправьте ошибки в построении предложений: - Обращаясь к дружине, князь Игорь сказал, что «хочу поломать копье о

Слайд 19И.Е.Репин «Бурлаки на Волге»

И.Е.Репин «Бурлаки на Волге»

Слайд 20Ваш товарищ написал сочинение по картине И.Е.Репина «Бурлаки» и попросил

вас отредактировать текст:

Глядя на картину, мы сожалеем бурлакам. Они

шли, низко понурив головы. Лица бурлаков выражают недовольствие. Одеты они в рваные лохмотья.
Бурлаки идут медленно. У них встречаются препятствия. Они ненавидят эту работу, но должны были как-то прокормить себя, поэтому нанялись тащить баржу. Выражение лиц бурлаков было прискорбно.
Репин своей картиной показал о тяжелом труде бурлаков. Смотря на эту картину, у нас рождается жалость к бурлакам. Кто смотрит на эту картину, тот с грустью понимает, как плохо жилось бурлакам в то время.
Ваш товарищ написал сочинение по картине И.Е.Репина «Бурлаки» и попросил вас отредактировать текст: Глядя на картину, мы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика