Слайд 2РАЗНООБРАЗНЫЙ ПОТОК ИНФОРМАЦИИ - ЭТО ОБЩЕНИЕ .
ОНО ЯВЛЯЕТСЯ УСЛОВИЕМ РАЗВИТИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО АППАРАТА, А
ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СОЗНАНИИ ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ
ЧУВСТВ (СЕНСОРНУЮ СФЕРУ)
Слайд 3ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:
МЫШЛЕНИЕ
ЗАПОМИНАНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ и др.
СТРОЯТСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВ ВОСПРИЯТИЯ, А ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ОБРАЗОВ ПРЕДМЕТОВ ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ
СЛОВО
Слайд 4Строение речевого аппарата
1 — ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ -головной мозг;(лобные извилины
левого полушария – центр Брока – являются двигательной обл. и
участвуют в образовании устной речи, височные извилины – центр Вернике – являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения и происходит восприятие речи; для понимания речи имеет значение теменная доля КГМ, а затылочная доля яв-ся зрительной обл.; подкорковые ядра ведают темпом, ритмом и выразительностью речи;
2 — ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ носовая полость; твердое нёбо; ротовая полость; губы; резцы;кончик языка; спинка языка; корень языка; глотка; гортань;трахея; бронхи;легкие;диафрагма; мягкое нёбо
Слайд 51- головной мозг; 2 - носовая полость; 3 - твердое
нёбо; 4 - ротовая полость; 5 - губы; 6 -
резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - надгортанник; 11 - глотка; 12 - гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое; 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг; 20 – мягкое нёбо
Слайд 6АЛГОРИТМ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЗВУЧАЛА РЕЧЬ НЕОБХОДИМО ПОСТУПЛЕНИЕ НЕРВНЫХ
ИМПУЛЬСОВ ОТ ЦЕНТРАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО АППАРАТА К ОРГАНАМ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО - ПРЯМАЯ
СВЯЗЬ, А В ОТВЕТ ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ПОСТУПЛЕНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ, ИДУЩИХ К ЦРА И СЛУХОВОЙ КОНТРОЛЬ – ЭТО ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.
БЛАГОДАРЯ СЛУХОВОМУ КОТРОЛЮ ЧЕЛОВЕК ЗАМЕЧАЕТ ОШИБКУ В МОМЕНТ ПРОИЗНЕСЕНИЯ, А КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ ПОЗВОЛЯЮТ ПРЕДУПРЕДИТЬ ОШИБКУ И ВНЕСТИ ПОПРАВКУ ДО ТОГО, КАК ЗВУК ПРОИЗНЕСЕН.
Т.О.МЫ ВИДИМ, ЧТО БЕЗ РАЗВИТИЯ ТАКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ КАК СЛУХ И ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, НЕВОЗМОЖНА НЕ ТОЛЬКО КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕННОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ, НО И САМ АКТ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Слайд 7СЕНСОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Слайд 8СЕНСОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ –
ЭТО ОСВОЕНИЕ БОГАТСТВ ОЩУЩЕНИЙ
СЛУХОВЫХ (СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ)
ЗРИТЕЛЬНЫХ
(ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ И ВОСПР-Е)
ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ
ВКУСОВЫХ
ОБОНЯТЕЛЬНЫХ (СОСТ-Х КИНЕТИЧЕСКУЮ И КИНЕСТЕТИЧЕСКУЮ СФЕРУ)
ПОМОГАЮЩИХ УЗНАТЬ
СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ И ФОРМИРУЕТСЯ ПОНЯТИЕ О НИХ
Слайд 9В возрасте от
0 до 3 лет
Речевое развитие происходит на
базе сенсорного опыта детей:
таких действий с предметами как ощупывание их,
рассматривание, вызывание звуковых реакций, манипулирование предметами разной формы и величины, вынимание и вкладывание, нанизывание, проталкивание, прослеживание, слушание речи и мелодий
Слайд 10«Петушок у нас в гостях»
Осматривание и ощупывание петушка в сопровождении
комментариев с называнием его частей тела, чтения стихотворения, и вызывания
звуковой реакции игрушки
(ку-ка-ре-ку!)
Слайд 11«Покормим петушков»
Манипулирование предметами и игрушками различной величины, соотнесение по величине
в сопровождении объяснений и комментариев логопеда
Слайд 12«Разложим шарики»
Ощупывание, проталкивание, соотнесение по цвету в сопровождении объяснений и
комментариев
Слайд 13В возрасте от
3-х до 5 лет
Уточняется и расширяется словарный
запас при работе с предметным и иллюстративным материалом. «Внимательно смотри
на меня и слушай…» - такую инструкцию мы постоянно даем детям на занятии, задействуя зрительные и слуховые ощущения сенсорной сферы.
Развитие тактильных (кинестетических) ощущений происходит при работе над мелкой моторикой, в ходе включения в занятие упражнений, сочетающих речь и движение, в ходе артикуляционных упражнений и логопедического массажа
Развитие связной речи в этом возрасте стимулирует слушание комментариев, объяснений взрослого, а ознакомление с качествами и свойствами предметов позволяет расширить фразу.
Слайд 14«Песенкагласных»
Упражнения для губ и голоса со зрительной опорой на изображение
соответствующего профиля артикуляции и подражанием голосовым реакциям взрослого
на слух.
Слайд 15Зондовый логопедический массаж
Использование механической энергии, предаваемой органам и тканям в
виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания, надавливания для улучшения кинестетических ощущений,
кинетической основы движений органов артикуляции
Слайд 17«Волшебный мешочек»
Развитие тактильной чувствительности, умения обозначать качества предметов, рассказывать о
них, закрепление умения обобщать
Слайд 18В возрасте от
5-ти до 7 лет
Лексическая работа предполагает обогащение
словаря прилагательными, наречиями, причастиями, деепричастиями, которыми мы обозначаем качества, местоположение
и др. понятия, характеризующие ощущения сенсорной сферы.
Грамматическая работа предполагает умение оперировать этими понятиями при словоизменении, словообразовании, согласовании существительных с вышеназванными частями речи.
Составление описательных рассказов на занятиях по развитию связной речи (например по схемам Ткаченко) предполагает конечный результат, если сенсорные эталоны хорошо закреплены
Слайд 19Схема описания и сравнения игрушек
Слайд 20Схема описания и сравнения овощей, фруктов
Слайд 21Схема описания и сравнения одежды
Слайд 22«Какой, какая, какие?»
Упражнение в согласовании прилагательных с существитель-ными в роде
и числе
Упражнение в соотнесении по цвету
Упражнение в умении объединять предметы
по общему признаку
Учить слушать инструкции и комментарии взрослого
Слайд 23
«Цветочная поляна»
Упражнение в соотнесении по цвету
Упражнение в сравнении по величине
Упражнение
в согласовании прилагательных с существительными