Разделы презентаций


Мастер-класс "Использование стратегий развития КМ в учебной деятельности"

Содержание

Общеизвестно, что даже самые новейшие и современные знания очень быстро теряют актуальность, устаревают и становятся невостребованными. Поэтому невозможно дать ученикам такой учебный материал, такую информацию, которая оказалась бы актуальной и профессионально

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Использование стратегий развития критического мышления в учебной деятельности
Исходя из целей

государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, формирование в общеобразовательных

школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, первоочередной задачей образования становится развитие ключевых компетенций учащихся: коммуникативной, информационной, социально-правовой. Соответственно, в будущем переход на 12-летнюю модель обучения требует от учителя переосмысления приоритетов в своей образовательной деятельности и побуждает искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности, умеющим самостоятельно получать знания.

Использование стратегий развития  критического мышления в учебной деятельности Исходя из целей государственной программы развития образования Республики Казахстан

Слайд 2Общеизвестно, что даже самые новейшие и современные знания очень быстро

теряют актуальность, устаревают и становятся невостребованными. Поэтому невозможно дать ученикам

такой учебный материал, такую информацию, которая оказалась бы актуальной и профессионально востребованной ими на протяжении всей жизни. Поэтому сегодня каждый из нас в своей педагогической деятельности должен сформировать в своих учениках то, что будет актуальным всегда и везде – это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.

Общеизвестно, что даже самые новейшие и современные знания очень быстро теряют актуальность, устаревают и становятся невостребованными. Поэтому

Слайд 3Актуальность развития критического мышления, прежде всего в том, что «критическое

мышление» помогает ученикам не просто получать какую-то информацию, а критически

ее осмысливать, оценивать, отбирать и применять. Ученики, приобретая новые знания, должны научиться рассматривать эти знания со всех сторон, аргументировать свою точку зрения и делать определенные выводы. Все это ведет к развитию интеллектуальных способностей.

Актуальность развития критического мышления, прежде всего в том, что «критическое мышление» помогает ученикам не просто получать какую-то

Слайд 4Практическая ценность КМ: Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях

взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой стратегии (вызов, осмысление, рефлексия)

инструментально обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким и аутентичным (действительным, подлинным)в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, статистическими материалами, картами, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, приемы стратегии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. 

Практическая ценность КМ: Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой стратегии

Слайд 5Стратегии «Развитие критического мышления» разработаны в конце XX века в

США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы

идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Для того чтобы эффективно использовать данную стратегию при работе с учащимися необходимо знать особенности организации данной стратегии ее структуру, приемы.

Стратегии «Развитие критического мышления» разработаны в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит).

Слайд 6В основе критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление

и рефлексия. Если ученик мыслит критически, он легко вступает в любую

фазу урока. Рассмотрим данные фазы критического мышления более подробнее. Структура данной стратегии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной стратегии выделяют три основных этапа:
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.  Данная стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

В основе критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Если ученик мыслит критически, он легко

Слайд 7Используемые приемы КМ:
мозговой штурм
КЛАСТЕР предположений (на стадии рефлексии вносим изменения)
Прием

«Ассоциации», «Ментальных карт»
Приемы «Поясните цитату», «Как вы объясните народную мудрость»,

«Вы согласны с этим высказыванием?» «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
Прием «Верные и неверные утверждения»
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)

Используемые приемы КМ:мозговой штурмКЛАСТЕР предположений (на стадии рефлексии вносим изменения)Прием «Ассоциации», «Ментальных карт»Приемы «Поясните цитату», «Как вы

Слайд 8Например: прием «Верите ли вы, что …»
Например: в группах (по

3 человека) они должны ответить на вопросы и обосновать один

из них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)
Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ученик под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
Данная стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Используемые приемы на стадии «Осмысления»:
Прием ЖИГСО, ИНСЕРТ (пометки на полях)
Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
Прием «Тонкие и толстые вопросы», «Сводная таблица»
Прием «Зигзаг», «Лабиринт»
Прием «Мое мнение»
Прием «Мозговой штурм»
Прием «Фишбоун»
Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов)
Прием разработки КЛАСТЕРА

Например: прием «Верите ли вы, что …»Например: в группах (по 3 человека) они должны ответить на вопросы

Слайд 9Например: стратегия на составление КЛАСТЕРА. Это способ графической организации материала, позволяет сделать

наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту

или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Например: стратегия на составление КЛАСТЕРА. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при

Слайд 103 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал»

ребенок на уроке по данной проблеме.
Данная стадия позволяет учащемуся:
- целостно

осмыслить, обобщить полученную информацию;
- присвоить новое знание;
- сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому.
Используемые приемы на стадии «Рефлексия»:
Написание эссе
Рефлексивный дневник (Что нового вы узнали на уроке и др.)
Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
Прием «Мое мнение»
Прием СИНКВЕЙН, ДИАМАНТА, КЛАСТЕР
Составление вопросов используя «Ромашку Блума»
Пример: приём «Диаманта». Это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)
В процессе работы по СРКМ, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.

3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.Данная стадия

Слайд 11Самое ценное, что данные приемы развивают у учащихся умение самостоятельно

осуществлять сбор информации, давать оценку, прогноз любой ситуации, решить проблемы.

Данные умения являются базовыми и будут верными помощниками человека в дальнейшей жизни. Использование стратегии развития критического мышления способствуют стимулированию учащихся к самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуску механизмов самообразования и самоорганизации.
Самое ценное, что данные приемы развивают у учащихся умение самостоятельно осуществлять сбор информации, давать оценку, прогноз любой

Слайд 12Результатами по использованию СРКМ являются:
- развитие мышления, творческих способностей;
- развитие

в учащихся уверенности и понимания своих мнений и идей;
- активное

участие в учебном процессе;
- умение с уважением выслушивать различные мнения.
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка)
Диагноз (В чем причина)
Самоконтроль (Каковы недостатки)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните, приведите контраргументы).
Прогноз (Постройте прогноз).

Результатами по использованию СРКМ являются:- развитие мышления, творческих способностей;- развитие в учащихся уверенности и понимания своих мнений

Слайд 13СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика