Слайд 1Автор: Алимова Алла Викторовна
ГОУ Гимназия №56 Санкт-Петербург
учитель русского языка и
литературы
высшей категории
Материал к урокам русского языка.
Изучение морфологии.
(5 класс)
Слайд 2Морфология
Морфология – раздел науки о языке,
который изучает слова как
часть речи.
Самостоятельные части речи
изменяемые
неизменяемые
Склоняемые
имя существительное
имя прилагательное
имя числительное
местоимение
Спрягаемые
глагол
наречие
Слайд 3Морфология
Служебные части речи
предлог
из-под
из-за
для
около
при…
союз
и
или
потому что
так как
чтобы
но…
частица
разве
неужели
не
ни
лишь
только
Слайд 4Морфология
Определить часть речи
Два, двоиться, двушка, двойной, двойник,
раздвоить, двуликий, удвоить.
2.
Жалость, жалеть, жалостливый, жалкий.
3. Белый, белобокий, отбелить, беляк.
Образовать от данных
слов новые с указанным
значением.
Предмет: мудрый, скупой, любопытный,
добрый, чистый, кричать, входить, вдыхать.
2. Признак предмета: стыд, зависть, ложь,
трус, хвастать, ворчать, заботиться.
Слайд 5Морфология
Словарь корней:
-свят-//-свящ-
Свято, святой,
священный,
посвятить поэму
-свет-
Светлый, светло, светить,
посветить фонарём
Записать
текст, объяснить все орфограммы, обозначить
части речи.
Поз..няя ос..нь, выпал
снег. Белой п..л..ной
(по)крыл он вя..кие б..лота, д..лины и
л..систые сопки. (С)права (от)дороги лес
(по)р..дел. Скво..ь голые дерев..я видно
д..леко (во)кру.. .
Слайд 6Морфология
Можно ли узнать слова каких частей речи
использованы в предложении?
Глокая
куздра штеко будланула
бокра и кудрячит бокренка.
Слайд 7Морфология
Глагол.
совершенный
что сделать?
на -
ИТЬ + исключения:
гнать, держать, дышать, слышать, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть,
смотреть, обидеть, терпеть.
несовершенный
что делать?
Вид:
Спряжение:
все остальные
глаголы
+
брить, стелить,
зиждиться.
1 спряжение:
2 спряжение:
Слайд 8Глагол
Личные окончания глаголов.
Слайд 9Глагол
Вставить пропущенные буквы, определив спряжение и вид глагола. Выделить окончания.
ре...т
пока...тся
разве...т
ла...т
леле...т
ма...тся
посе...шь
расстел...шь
раста...т
стел...тся
ча...т
муч...шь
чу...т
помер...шь
измер...т
ненавид..т
ба...т
бле...т
устел...т
заиндеве...т
раска...шься
посмотр…т
Слайд 10Глагол
Вставить пропущенные буквы, определив спряжение и вид глагола. Выделить окончания.
Он
мо..т п..суду (в)раковин.. .
Она чита..т книгу (на)балкон.. .
Ребята пол..т гря..ку
в огород.. .
Непоседы верт..т руч?ку на урок.. .
Кошка гон..т гусака (по)полян.. .
Дедушка кол..т дрова (на)веранд.. .
Девочки кле..т книгу (в)библиотек.. .
Аня работает у окна, а скворка верт..тся рядом.
Смотр..т птич..ка, что девоч..ка дела..т и балу..т..ся.
То краску трон..т, то карандаш у Ани хоч..т
(ото)брать, то быстро вскоч..т (на)листок. Меша..т.
Слайд 11Обыч..но мы с подругами стоим на полк.., дыш...м пылью и
скуча...м. Но бывают радос..ные дни, когда кто-нибу..ь приблизится к нам
протян...т руку, достан...т меня с полк.., сяд...т в кресло и склон...т надо мной голову. Сентиментальный добряк держ...т меня бережно, медленно листа...т. Он кача...т головой, морщ...т лоб, потира...т лысину, иногда плач...т, даже рыда...т. Потом встан...т, задума...тся опуст...т вниз голову и уйдет, оставив меня л..жать одну на столе. Подойдет весельчак, посмотр...т на меня, поверт...т в руках, из любопытства заглян...т внутрь, полиста..т, заинтересу...тся.
Слайд 12Имя существительное.
ОГЗ: предмет, явления, отвлеченные понятия
ВОПРОСЫ: кто? что?
Существительные делятся на:
одушевленные
и неодушевленные
собственные
и нарицательные
Существительные относятся к одному из трех родов:
женскому
мужскому
среднему
!!! (бывают существительные ОБЩЕГО рода: неряха, забияка, обжора)
Слайд 14Имя существительное
Как рождается победа.
Только в гордом горячем порыве,
в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии
родится победа.
И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность.
М. Ломоносов
Прочитайте высказывание, выпишите все существительные.
Слайд 15Имя существительное
Падежные безударные окончания
имен существительных
Слайд 16Имя существительное
Был в библиотек.., жил в деревн.., побывал
в галере..,
написал матер.., говорили о лет..
и об осен.., отдохнуть на
опушк.., был в
музе.., шел по карт.., грелся у печк.., играла
на пианин.., купил в магазин.. или на рынк..,
проехать на маршрутк.., заниматься в
кабинет.., читать на веранд.., доплыть до
отмел.., вернуться из гаван.., мечтать об
аттестат.., остаться на пристан.., в легком
ине.., жить в Сибир… .
Слайд 17
Имя существительное
В старой избушк..
Пробежал по барж..
Главное в жизн..
Памятник в столиц..
Лежать
на диван..
В ближайшей окрес..ност..
В детективном аген..ств..
Думать о сверс..ник..
В степной пустош..
В
березовой кадушк..
Позаботиться о пшениц..
е
или
и ?
Слайд 18Источники:
1.Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 кл.: Пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 112 с.
2. Дидактический материал
к учебнику русского языка: 5 кл: Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А . Ладыжен-ская; Сост. Л.А. Тростенцова. – 3 изд., перераб. – М., Просвещение, 1989. – 175 с.
3. Тростенцова Л.А., Стракевич М.М. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл.: Кн. для учителя. – М.- Просвещение, 2000. – 128 с.