Разделы презентаций


Пишем сжатое изложение

Содержание

ИзложениеПодробное изложениеСжатое изложение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Пишем сжатое изложение
Учитель русского языка и литературы -
Осипова Д.В.

Пишем сжатое изложениеУчитель русского языка и литературы -Осипова Д.В.

Слайд 2Изложение

Подробное изложение
Сжатое изложение

ИзложениеПодробное изложениеСжатое изложение

Слайд 3Ц Е Л Ь
Подробное изложение
Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста

с сохранением особенностей авторского стиля

Ц Е Л ЬПодробное изложениеМаксимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля

Слайд 4
Сжатое
изложение
Кратко изложить содержание исходного

текста,
не допуская искажения фактов и
используя ключевые авторские слова.

Воспроизвести основное содержание текста,
сохраняя композицию, логическую
последовательность, стиль и тип речи исходного
текста.
Сжатое изложение Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя

Слайд 5Сжатое изложение
Два способа сжатия текста:

смысловой
(выделение

и передача основного содержания текста)

языковой
(использование

более компактных, простых языковых конструкций)
Сжатое изложение Два способа сжатия текста: смысловой  (выделение и передача основного содержания текста) языковой

Слайд 6 Требования к

сжатому изложению
сохранение последовательности в

развитии событий;
наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;
установление смысловой связи между предложениями;
использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
Требования к        сжатому

Слайд 7Приёмы смыслового сжатия текста

Исключение
Обобщение

Приемы языкового сжатия
- замена

- сокращение или полное исключение
- слияние нескольких предложений в

одно
Приёмы смыслового сжатия текстаИсключениеОбобщение Приемы языкового сжатия  - замена - сокращение или полное исключение - слияние

Слайд 8Вид плана
Назывной
(в виде назывных предложений)
Вопросный

виде вопросительных предложений)
Тезисный
(в виде тезисов)
Цитатный


(в виде цитат из текста)
Вид плана Назывной  (в виде назывных предложений)Вопросный  (в виде вопросительных предложений) Тезисный   (в

Слайд 9 Исключение
подробностей,
деталей

Исключениеподробностей,деталей

Слайд 10При исключении необходимо:

Выделить главное (существенное) и

детали (подробности);

Объединить существенное;

Составить новый текст.

При исключении необходимо:   Выделить главное  (существенное) и детали (подробности);  Объединить существенное;  Составить

Слайд 11Прочитайте текст,
выделите второстепенную информацию.


Есть люди, которым всё

всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше

всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.
(По В. И. Курбатову)
Прочитайте текст, выделите второстепенную информацию.	  Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же

Слайд 12Исключение синонимов в ряду однородных членов
Запомни:
При таком исключении сохраняется

тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
Исключение синонимов в ряду однородных членовЗапомни: При таком исключении сохраняется тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью

Слайд 13Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции
Воспитание имеет

много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую

волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения

Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции   Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы,

Слайд 14Языковое обобщение

Языковое обобщение

Слайд 15При обобщении необходимо:
Вычленить единичные факты;

Подобрать языковые средства их

обобщённой передачи;

Составить новый текст.

При обобщении необходимо: Вычленить единичные факты; Подобрать языковые средства их обобщённой передачи; Составить новый текст.

Слайд 16Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
Жизнь семьи Серовых была

наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства.

У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

Обобщение содержания фрагмента текст

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.	Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами

Слайд 17Пример 2
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем

в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не

кашляет, не скрипит креслами.

Замена однородных членов их обобщенным наименованием

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Пример 2Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит

Слайд 18Пример 3
Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или

семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена.

Так в моей жизни появился этот датский сказочник.
(По К. Паустовскому)

Замена простых предложений сложным

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Пример 3Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу

Слайд 19Сочетание
исключения и обобщения

Сочетание исключения и обобщения

Слайд 20В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли.

У них не было ничего: ни дома, ни постоянной работы,

ни привязанности к одному месту. Но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.

ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ
ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего: ни дома,

Слайд 21
Найдите среди них главную мысль.
Разбейте текст на

части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
Озаглавьте каждую часть

и составьте план.
Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
Обдумайте средства связи между частями.
Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.

Инструкция «Как писать сжатое изложение»

Найдите среди них главную мысль.  Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

Слайд 22Спасибо!

Спасибо!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика