Слайд 1Урок- презентация по теме: «Местоимения . Повторение». 6 класс
2015
год
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «АСОШ № 3»
Андреева Светлана
Александровна
Слайд 2Цель:
обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Местоимения»;
Задачи:
развитие орфографической
зоркости;
правильное употребление местоимений;
определение роли местоимений в тексте.
Слайд 3
«Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих
вещах то, что я хотел – любовь к жизни, радость
и бодрость, любовь к своему русскому. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».
Кустодиев Б. М.
Слайд 5
Эпиграф
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я
заменяю имена.
Слайд 6
Широкая Масленица прошла девять дней назад.
Слайд 7
Такая она прошла несколько дней назад.
Слайд 8
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их к себе
на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне
надо указать.
Слайд 9
Задание:
просклонять местоимение она (Масленица)
Им. п. она (Масленица)
Р. п. ее (Масленицы)
Д. п. ей (Масленице)
В. п. ее (Масленицу)
Тв. п. ею (Масленицей)
П. п. о ней (о Масленице)
ь
Слайд 11
Задание:
Определить род и число местоимения
Слайд 13
Вывод:
Местоимения могут изменяться по падежам,
числам,
иметь род.
Слайд 14
«Из языческих времен пришла к нам Масленица. У Древних славян
этот праздник был посвящен проводам зимы. Народ называл Масленицу «сударыня».
Когда Русь приняла христианство, люди не отказались от любимого праздника и сохранили его до наших дней. Теперь Масленица – не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту. Великий пост перед Пасхой - время строго воздержания в пище, зрелищах, развлечениях. Неделя перед Великим постом называется «мясопустной» или «сырной». На этой неделе проводится Масленица, на которую надо было не только есть блины, но и ходить в гости, веселиться, потому что впереди - долгий пост длиной в 7 недель. Недаром родилась пословица: «Не все коту масленица, будет и Великий пост.»
Слайд 15
Теме Масленицы посвящены многие картины Б. М.
Кустодиева (1878-1927) – советского живописца, графика и театрального художника. Художник,
владевший четким штрихом, выполнил циклы иллюстраций к произведениям классиков и современных авторов, работал в технике литографии (печатание с поверхности камня, на какой сделан рисунок) и гравюры (изображение картин, полученное путем оттиска с клише (рельефное изображение на линолеуме) на линолеуме. Вызывают восхищение последние 15 лет жизни художника: из-за тяжелой болезни ( туберкулез спины) он был «прикован» к постели, но все равно продолжал писать картины, которые были наполнены яркостью красок, оптимизмом, жизнерадостностью.
Слайд 16
Личные местоимения. Задание:
Составьте четверостишие о Масленице по окончании строк:
…ее
…дождались
…ей
…катались
Слайд 17
Ответ:
Долго ждали мы ее,
Наконец, дождались.
Песни посвящали ей
И с горы катались.
Слайд 18
Возвратное местоимение себя.
Задание.
Объяснить значение фразеологизмов: читать про себя, владеть собой,
выходить из себя, судить по
себе, уйти в себя, не похож на себя,
себе на уме.
Слайд 19
Вопросительные местоимения.
Задание.
Составить вопросительное предложение о Масленице.
Слайд 20
Относительные местоимения.
Задание.
Вставить относительные местоимения в пословицы и вспомнить аналогичные:
…потопаешь – то и полопаешь.
…голов – столько умов.
Слайд 21
Ответ:
Что потопаешь – то и полопаешь
– Что посеешь –
то пожнешь.
Сколько голов – столько умов
-
Одна голова хорошо – две лучше.
Слайд 22
Неопределенные местоимения.
Задание.
От относительных местоимений: кто, что, какой, сколько, который, чей,
каков образовать неопределенные
местоимения.
Слайд 23
Отрицательные местоимения.
Задание.
Определить: когда пишется не, когда пишется ни.
Некого спросить.
Никого не спросили.
Слайд 24
Притяжательные местоимения.
Задание.
Составить словосочетание: притяжательное местоимение + существительное,
определить вид синтаксической связи в словосочетании.
Слайд 25
Указательные местоимения.
Задание.
Определить род местоимений:
та - … род
это - …
род
такой - … род
Слайд 26
Ответы:
Та – ж. р.
это – ср. р.
такой – м. р.
Слайд 27
Определительные местоимения
Задание.
Придумать SMS с определительными местоимениями.
Слайд 28
Задание:
Определить синтаксическую роль выделенных местоимений в предложении.
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне
А. А. Блок.
Слайд 29
Ответ:
такой – определение
ты – подлежащее
всех – определение
мне – дополнение
Слайд 30
Вывод:
Местоимение в предложении чаще всего является
подлежащим,
дополнением,
определением.
Слайд 31
Задание по тексту о Масленице.
Вставить пропущенные местоимения, указать их разряд,
прийти к выводу о роли местоимений в тексте
Слайд 32Масленица.
Масленица. Только вдумайтесь в … слово. … … несет? И
сразу представляются … составляющие … праздника: ярмарки, песни, хороводы, пляски,
игры, а … главное- блины. Блины – круглые, румяные, горячие - непременный атрибут Масленицы. … являли … символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя тени. Проходили века, менялась жизнь, но … не могло изменить широкую Масленицу. … встречали и провожали с … же неудержимой удалью. … и в … далекие времена.
Слова для справок: это, что, оно, все, этого, самое, они, собой, ничто, ее, той, что, те.
Слайд 33Ответ:
Масленица. Только вдумайтесь в это слово. Что оно несет? И
сразу представляются все составляющие этого праздника: ярмарки, песни, хороводы, пляски,
игры, а самое главное- блины. Блины – круглые, румяные, горячие - непременный атрибут Масленицы. Они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя тени. Проходили века, менялась жизнь, но ничто не могло изменить широкую Масленицу. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в те далекие времена.
Слайд 34
Вывод:
Местоимения делают нашу речь
красивее и богаче,
помогают избежать повторов.
Слайд 35
Задание.
Придумать рекламу
местоимению.
Задание.
Написать
благодарственное
письмо
местоимению.
Слайд 37
Интересно: Что для вас было интересно?
Творчество: Каким творчеством
вы занимались на уроке?
Обучение: Чему вы научились?
Главное: Что узнали на уроке?
Слайд 38
Все знакомо вокруг, тем не менее,
На земле еще много всего,
Что
достойно, поверь, удивления,
И моего, и твоего.
Слайд 39SMS - телеграмма
Вы меня порадовали! Спасибо вам, ребята, за урок
!
Светлана Александровна.