Слайд 1Автор Меньщикова
Наталья Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ лицея №
2
г.Волгограда
«Мир без сквернословия»
Слайд 2Цель мероприятия -
показать, что представляет собой сквернословие как языковое
явление.
Задачи мероприятия:
развивать речевую культуру обучающихся,
способствовать воспитанию негативного отношения обучающихся
к порокам человечества,
побуждать обучающихся к нравственному самосовер-шенствованию. .
Брань не смола,
а саже сродни:
не льнет, так
марает.
Пословица
Слайд 4 Наш язык богат. Нет таких звуков,
мыслей, образов, для которых не нашлось бы в русском языке
точного выражения.
Язык народа и богат, и точен,
Но есть, увы, и бранные слова,
Они растут, как сорная трава,
У плохо перепаханных обочин.
Н. Рыленков
Слайд 7Проблема времени
Сквернословие охватило все возрасты, все ипостаси речи:
его можно услышать в трамвае, магазине, задушевной беседе, на стадионе…
С
какой целью используют люди такие слова?
Откуда пришла бранная речь?
Слайд 9Индивидуальные сообщения обучающихся
Слайд 10История возникновения сквернословия
По
старинным восточнославянским поверь-
ям, бранью отгоняли лешего, русалку или
медведя.
Брань применялась в народной медицине.
Например, лечение лихорадки сопровождалось ругательством.
Для защиты от тифа исполнялся обряд
с «грязным» словом.
Сквернословили и при
выращивании урожая,
например, пшеницы.
Но при посеве редиса не выражались, чтобы
тот не вырос горьким.
Слайд 11История возникновения сквернословия
Мат являлся языком общения с темными
силами. Колдуны произносили эти слова, призывая себе на помощь зло.
Такая речь была запретной. Древние славяне не бранились в Сочельник, чтобы не ссориться весь год, в Ильин день, во время грозы, при иконах, у печи.
Слайд 12 Мат – славянская традиция?
Заблуждением является данное мнение,
так как сквернословие на Руси до середины 19 в. не
только не было распространено, но и преследовалось по закону. По Соборному уложению за употреб-ление матерных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
Слайд 13Церковь о сквернословии
Из Евангелия от Матфея: «А исходящее
из уст –
из сердца исходит, сие оскверняет человека»
Слайд 14Возврат в настоящее
Чем оборачивается вседозволенность речи?
Влияет ли бранное слово на
того, кто слышит, но не использует его?
Задание. Сформулируйте главную мысль
данного стихотворения.
Слова – дрова. Нас греет речь.
Нас мыслей обжигает пламя.
Душа пытливая, как печь,
Всё время топится словами.
И сырость слов,
И сырость дров
Один и тот же грех имеют:
Трещат, дымят, но мало греют
И душу в непогодь, и кров.
Слова бывают и скверны,
И дым от них такого рода,
Как будто у живой души.
Забиты сажей дымоходы.
В.Федоров
Слайд 15Браниться – бранись, а на мир слово …
Не ножа бойся,
а …
Слово не стрела, а хуже стрелы ...
На языке –
мед, а на серд-це – ...
Слово не воробей: выле-тит – ...
Коня на вожжах удер-жишь, а слова с языка ...
Иное слово пропускай мимо ...
Красна речь ...
Продолжите русские
пословицы и поговорки о слове
вопрос
«Как избавиться от сквернословия?»
Наш рецепт
Не говори плохих слов сам.
Выбирай
себе воспитан-ных друзей.
Помни: сквернословие не есть способ расслабления.
Пресекай сквернословие внутри семьи, класса, группы.
Научись просить проще-ние, если нарушил указан-ные правила.
Слайд 17Говорят: в технический век
Человек – это мысль и дерзание.
Значит, должен
такому званию
Соответствовать человек!
Э.Асадов
Вывод
Слайд 18Домашнее задание
Изготовить листовки «Я против сквернословия!»