Слайд 1Лекция № 7
Морфема – элементарная двусторонняя единица языка
Введение в языкознание
Перевод
в сфере профессиональной коммуникации
Центр иностранных языков
ст.преп. Василенко М.С.
Слайд 2Общее понятие о морфеме
морфема — минимальная двусторонняя единица языка, т.
е. такая единица в которой 1) за определенным экспонентом закреплено
то или иное содержание,
2) неделима на более простые единицы, обладающие тем же свойством.
Слайд 3Вычленение морфем — частей слов — основывается на параллелизме между
частичными различиями, наблюдаемыми во внешнем облике (звучании) слов и их
форм, и частичными различиями в значениях (лексических и грамматических), передаваемых этими словами и формами.
Слайд 4Путем сравнения форм, частично различных (и тем самым частично сходных)по
звучанию и по значению, мы выявляем различия (и сходства) в
звучании, параллельные различиям (и, соответственно, сходствам) в значении, и таким образом устанавливаем единицы, в которых за определенным экспонентом (отрезком звучания, иногда нулем звучания и т. д.) закреплено определенное содержание (значение).
Слайд 5Если эти единицы окажутся минимальными, т. е. не поддающимися дальнейшему
членению на основе того же принципа, то это и будут
морфемы.
Слайд 6
Как абстрактная единица в системе языка, всякая морфема есть инвариант,
но очень многие морфемы выступают в виде ряда (набора) языковых
вариантов — алломорфем (или алломорфов).
Слайд 7
Пример экспонентного варьирования: глагольный префикс над- в русском языке выступает
в вариантах /nad/, /nat/, /nado/, /nada/ (ср. надрежу, надстрою, надорван,
надорву).
Слайд 8Пример содержательного варьирования: тот же префикс вносит в глагол либо
значение прибавления сверху к чему-то, уже имеющемуся (подрисую, надстрою, надошью)
Слайд 9Корни и аффиксы
Сегментные морфемы — части слов (части простых, синтетических
словоформ) — разделяются на два больших класса:
1) корни
2)
некорни, или аффиксы.
Слайд 10
Эти классы противопоставлены друг другу прежде всего по характеру выражаемого
значения и по своей функции в составе слова
Слайд 11В составе знаменательных слов корни являются носителями лексических значений, обычно
совпадающих с лексическими значениями слов, содержащих эти корни и наиболее
простых по морфологической структуре.
Слайд 12Аффиксы не несут самостоятельных лексических значений, их значения либо лексико-грамматические
(словообразовательные, деривационные), либо собственно грамматические (как иногда говорят, реляционные, т.
е. выражающие отношения), либо, наконец, они выполняют формально-структурные и формально-классифицирующие функции.
Слайд 13Экспонент сегментной морфемы — части слова— включает следующие характеристики:
1. он
представлен сегментом определенной протяженности (фонемой или некоторой последовательностью фонем), причем
фонемный состав сегмента может быть постоянным (у префиксов при-, у-, вы-, у корня груш-) или же переменным (например, у префикса над-, у корня рук-), а сегмент — непрерывным (в приведенных примерах) или прерывистым
Слайд 14
2. этот сегмент занимает определенную позицию в линейной последовательности сегментов,
представляющих морфемы, на чем основано выделение понятий префикса, окончания и
т. п.
Слайд 153. этот сегмент может воздействовать на фонемный состав соседних сегментов,
вызывая в них те или иные чередования фонем. Например, суффикс
прилагательных -н- вызывает в корне чередования (ср. рука —ручной, нога — ножной, смех — смешной, дело — дельный);
Слайд 164. во многих языках сегмент, представляющий морфему, обладает определенной супрасегментной,
просодической характеристикой, проявляющейся как в нем самом (скажем, он может
быть всегда ударным или, напротив, всегда безударным), так и в рамках других сегментов того же слова
Слайд 17суффикс –ива-/-ыва-, оформляющий образования несовершенного вида, перетягивает ударение на слог,
который непосредственно предшествует этому суффиксу: ср. прочитать — прочитывать, перебаллотировать
— перебаллотировывать
Слайд 18Различия в позиционной характеристике
В русском языке возможны три позиции:
1) позицию
перед корнем или корнями занимают префиксы, или приставки, что особенно
типично для глаголов и отглагольных имен, но широко наблюдается и в других частях речи (префикс наи- в превосходной степени прилагательных)
Слайд 192) позицию после корня или корней («справа») занимают постфиксы (в
широком смысле), нередко представленные в русском языке цепочками из нескольких
единиц в одной словоформе
Слайд 203) позиция между двумя корнями нередко бывает заполнена интерфиксом; в
качестве интерфиксов выступают формально-структурные, соединительные аффиксы, например орфографическое -о- в
лесоруб или орфографическое -е- в бурелом.
Слайд 21Различия в воздействии на фонемный состав соседних сегментов и в
просодических характеристиках.
В русском и многих других языках последующая морфема чаще
воздействует на предыдущую (корень — на префикс, постфикс, следующий сразу за корнем, — на корень и т. д.).
Слайд 22С учетом функциональной и смысловой близости:
1 ) лексические (знаменательные) морфемы,
включая а) корни знаменательных слов и б) морфемы — знаменательные
слова;
2) грамматические (служебные) морфемы, куда входят а) аффиксы знаменательных слов, б) морфемы — служебные слова и в) морфемы — части (в том числе корни) служебных слов.
Слайд 23Нулевые морфемы и морфемы-операции
Нулевые морфемы — это морфемы с нулевым
экспонентом, передающим то или иное грамматическое значение.
Так, отсутствие окончания в
форме бел рассматривается как нулевая морфема, поскольку эта форма противостоит форме белый и, с другой стороны, формам бела, бело, белы.
Слайд 24Морфемы-операции (иначе супрасегментные морфемы) описываются как операции, производимые над сегментными
морфемами (или их сочетаниями) с целью выразить то или иное
грамматическое значение.
Слайд 25Сдвиг ударения рассматривается как морфема в тех случаях, когда он
становится основным показателем какого-либо грамматического значения. Например, в английском языке
глагол и существительное могут различаться местом ударения: progress /prougr'es/ 'прогрессировать' —progress/pr'ougres/ 'прогресс’
Слайд 26Морфемы являются «строительным материалом» для более высокой единицы языка –
слова. Этот материал используется по-разному в зависимости от грамматической структуры
каждого данного типа слов.