Слайд 1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 ст.Родниковская
Курганинского района Краснодарского края
Материалы для урока русского языка в 6
классе
НАПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ
I И II СПРЯЖЕНИЯ
Савина А. В., учитель
русского языка и литературы
2014 год
Слайд 2Цель урока:
формирование умения находить и правильно употреблять изучаемую орфограмму, повторение
ранее изученного материала о глаголе
Задачи:
-научить определять спряжение у глаголов
по окончанию;
-способствовать развитию орфографической зоркости, умения сравнивать, обобщать; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся;
-прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать интерес к русскому языку
Слайд 3Вставьте пропущенные слова:
- часть речи, которая обозначает …
и отвечает на вопросы … называется глаголом.
- не с глаголами
пишется …
- глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…
- глаголы в неопределенной форме имеют окончания …
- глаголы изменяются в прошедшем времени по …, а в единственном числе по ...
-в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ...
- в предложении глагол обычно бывает … и согласуется с …
Слайд 4 - часть речи, которая обозначает действие
предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что
делал? что будут делать? называется глаголом.
- не с глаголами пишется раздельно.
- глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать?
- глаголы в неопределенной форме имеют окончания ть, ти, нулевое окончание в глаголах на чь.
- глаголы изменяются в прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам.
- в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам.
- в предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
Слайд 5Определите тему урока после прочтения шифровки
яинежярпсIIиIвологалгеинасипан
Слайд 6НАПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ
I И II СПРЯЖЕНИЯ
Слайд 7Что мы с вами будем делать сегодня? Что вы научитесь
делать на этом уроке? (определение задач)
-учиться определять спряжение у
глаголов по окончанию;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать речь;
- аккуратно работать в тетради.
Слайд 8
Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо определить его
спряжение
Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени?
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределённой форме.
Какие глаголы относятся к Iспряжению, а какие ко II?
II спряжение ( все глаголы на –ить, кроме брить и стелить, 7 глаголов на –еть : смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть, 4 глагола на –ать: гнать, дышать, слышать, держать. Остальные глаголы относятся к I спряжению)
Слайд 9Алгоритм рассуждения
Где стоит
ударение
основа окончание
определяем
определяем спряжение спряжение
по инфинитиву по окончанию
выбираем гласную
в окончании глагола
Слайд 10Пиш…шь, друж…шь
1. В какой части слова пропущена буква?
2. Ударные ли
пропущенные гласные?
3. К какой части речи относятся данные слова?
4. Как
определить, какую букву писать?
Слайд 11Поставьте глагол в нужной форме , выделите окончание и укажите
спряжение
1. В тихие дни берёза (сбрасывать) листья ровным
кругом.
2. (Краснеть) стройный клён.
3.Молодая зелень (шептать), (колыхаться)
4.Всё кругом (смотреть) живо, мягко, ласково.
Слайд 12Прочитайте загадку. В каких частях слов пропущены буквы? Все ли
пропущенные буквы являются орфограммами? Что нужно знать об этих глаголах,
чтобы проверить их написание?
Сам не ед..т, не ид..т,
Не поддерж..шь - упад..т.
А педали пуст..шь в ход,
Он помч..т тебя вперёд
велосипед
Сам
не едет, не идёт,
Не поддержишь - упадёт.
А педали пустишь в ход,
Он помчит тебя вперёд
Слайд 14Узнайте спряжение глагола, напишите его во 2-м лице единственного числа,
обозначьте ударение
Писать, рисовать, ходить,
готовить, стрелять
Образец записи: мечтать(I) - мечтаешь
Слайд 15Из двух названных глаголов указать глагол I спряжения, используя сигнальные
карточки.
Победить, побеждать
Отправлять, отправить
Разрушать, разрушить
Гореть, говорить
Потерять, находить
Слайд 16ФИЗМИНУТКА
На зарядку становись!!!
Слайд 23Вставьте подходящие по смыслу слова и прочитайте пословицы. Объясните их
смысл. Объясните написание вставленных слов.
Кто … мир, тот пожнёт счастье.
Мир
строит, война … .
Дерево … по плодам, а человека – по делам.
( сеет, разрушает, ценят)
!!!Разрушает- разрушать (несов. вид)
Разрушит- разрушить(сов. вид)
Слайд 24Запишите глаголы, исключите лишнее слово
Пиш.м, вяж.м, стир.ем, друж.м
Стро.м,
кле.м, говор.м, отвеча.м
Молчат, посеют, думают, живут
-дружим-
II спряжение, остальные - I;
- отвечаем- I спряжение, остальные – II;
- посеют – будущее время, остальные в настоящем времени
Слайд 25Проверочный тест
1. В каком ряду пропущена одна и та же
буква?
1) выгон…т, расстел…т
2) терп…т,
стро…т
3) спрашива…т, труд…тся
4) устро…т, выбер…т
2. В каком ряду все глаголы I спряжения?
1) восстанавлив…т, покупа…м
2) услыш…т, призна…тся
3) останов…тся, слуша…т
4) пригон…т, споёшь
Слайд 263.В каком случае не с глаголом пишется слитно?
1)
(не) выйдет
2) (не)навидит
3) (не) просил
4) (не) изменится
4. Какой глагол совершенного вида?
1) принимает
2) раздаётся
3) выберем
4) восстанавливаю
5. В каком ряду в обоих словах пишется ь?
1) отдыхаеш…, опирает…ся
2) несёш…ся, улыбат…ся
3) он трудит…ся, заслушаеш…ся
4) смеёт…ся, сбереч…
Слайд 27Взаимопроверка
Ключ:
1 – 2)
2 – 1)
3 –
2)
4 – 3)
5 – 2)
Критерии оценки:
за 5 правильных ответов оценка «5»,
за 4 – «4»,
за 3 – «3»,
менее 3 правильных ответов оценка «2»
Слайд 28 Что надо сделать, чтобы проверить безударные окончания
глаголов?
определить, де стоит ударение
основа окончание
определяем
определяем спряжение спряжение
по инфинитиву по окончанию
выбираем гласную
в окончании глагола
Слайд 29Рефлексия
1. О чём мы сегодня говорили на уроке?
2. Какие орфограммы повторяли?
3. Достигли ли вы
цели, которую поставили в начале урока?
4. Какие задания выполнять было интересно? Какие – трудно?
Слайд 31Домашнее задание
? – записать 3 пословицы, определить спряжение глагола.
!
– упр. 268 (1 задание)
!!! – упр. 268 (1-3
задание)
Слайд 32 СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
УСПЕХОВ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ!
Слайд 33Электронные образовательные ресурсы
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/metodicheskie-rekomendatsii-uchitelyu-russkogo-yazyka
http://tatyana kur.ucoz.ru/publ/programma_uchebnye_posobija
http://psylist.net/pedagogika/parruslang.htm
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200304803
http://www.saharina.ru/tests/