Слайд 1
Корни
с чередованием букв
Е – И
Слайд 2Повторим!
Определение вида глаголов.
- Выпишите в два столбика: глаголы совершенного вида
и глаголы несовершенного вида.
Совершенный вид
Несовершенный вид
Мы с папой установили елку и стали украшать ее игрушками и гирляндами.
Но одна гирлянда почему-то не загоралась.
Тогда мы стали проверять лампочки батарейкой от карманного фонаря: лампочки были исправны.
Оказалось, что перегорел дроссель.
Мы отпаяли его и припаяли новый – лампочки стали мигать.
Слайд 3- Заполните таблицу.
Не пишется отдельно Не пишется слитно
(Не)чувствуешь,
(не)опасаешься, (не)домогаешь, (не)навидишь,
(не)прячься, (не)был, (не)здоровится, (не)останавливаешься, (не)доумеваешь, (не)различаешь.
Слайд 4
Правило
Если видишь, что за корнем
Появился суффикс А,
То,
без всякого сомненья,
В корне И пиши всегда.
Примеры: Блистать, обжигать,
убирать, застилать.
Слайд 5
Запомни!
-бер- // -бира-
-мер- // -мира-
-тер- // -тира-
-пер- // -пира-
-дер-
//- дира-
-стел- // -стила-
-жег- // -жига-
-блест-//-блиста-
Слайд 6
Распределите слова в два столика, выделите в них корень:
- И -
- Е -
Соб_ру, заб_раю, пост лить, выт_реть, заб_ру, раст_реть, зап_раю, подб_раю, нат_раю, зад_раю, бл_стящий, сд_ру, разб_раю, бл_стающий, бл_стеть, расст_лаю, ум_рать, забл_стать, выд_ру, зам_реть, уб_ру, изб_рать, соб_ратель, выт_раю, выт_рать
Слайд 7
Если после корня – А,
В корне будет И всегда!
Вот пример,
запоминай:
Ноги вытер? - Вытирай!
Слайд 8
Закрепим!
Задание: списать слова, вставить буквы, подчеркнуть, выделить корень и ,если
есть, суффикс - А-.
Нап_рать, расст_лить, расст_лать, бл_стеть, прод_раешься, пост_лешь, соб_решься,
проб_рает, заж_гает, забл_стел, бл_стать, зам_реть, заст_лать, выт_реть, ум_раешь, нат_реть.
Слайд 9Задание: Списать предложения, выбрать гласную в корнях глаголов, подчеркнуть.
Нат(и/е)рать
паркет.
Пост(и Пост(и/е)лить ковёр.
Взб(и Взб(и/е)раемся на
вершину.
Река забл(и Река забл(и/е)стела.
Выж(и Выж(и/е)гать рисунок.
Всё зам(и Всё зам(и/е)рло.
Слайд 10Игра «Верю - не верю»
Верю – руки подняли вверх, не
верю – уснули, легли на парту.
1. В слове бирка пишется
и, потому что далее идет суффикс -а-.
2. Слово зажигалка не подчиняется «ослиному правилу», потому что это существительное.
3. В слове блестящий надо писать и, потому что я обозначает звук [а] и мягкость предыдущего согласного.
4. Слово примирение надо писать с и, потому что гласная в этом корне проверяемая.
5. Слово собиратель надо писать с и, потому что здесь действует «ослиное правило».
Слайд 11
Письменная работа.
Задание: Выпишите из диалога однокоренные слова и выделите в
них корень и ,если есть, суффикс - А- .
-
Бабушка, а туда далеко добираться?
- Да покуда доберешься, пять пар башмаков стопчешь.
- А сундук у него запирается?
- Да уж, наверно, он его на семь замков запер.
Слайд 12Вставьте правильную букву:
Вариант I
Разж..гать костер;
бл..стеть на cолнце;
зап..реть дверь;
зам..рать от восторга;
расст..латься
по лугу;
cт..реть написанное;
бл..стящий лед.
Вариант II
Соб..раться за грибами;
раст..раться полотенцем;
прид..раться к
мелочам;
выж..гать рисунок;
заж..гательный снаряд;
зам..реть от неожиданности.
Слайд 13 Задание для любознательных
Ира и Кира
- неразлучные друзья. Но вчера они поссорились. Ира сказала, что
есть такое слово - собирание и нет слова собрание, а Кира утверждала, что есть слово собрание, но нет слова собирание. Кто из них прав? Разрешите спор двух девочек.