Слайд 1Урок развития речи на тему:
Психологический портрет
Слайд 2Цели урока:
-дать учащимся представление о понятиях « портрет», «психологический портрет»,
их признаках;
-сформировать у учащихся умение различать портрет и психологический портрет, уметь их сопоставлять; -добиться от ребят знаний назначения психологического портрета в литературном произведении , реализовать знакомство с новой терминологией через практическое применение; -проверить знания учащихся: выразительное чтение текстов , знание литературных текстов , повторить стили речи.
Узнай героя
1. «У второго мальчика…волосы были всклоченные , черные
, глаза серые , скулы широкие, лицо бледное ,рябое, рот большой , но правильный , вся голова огромная , как говорится, с пивной котел, тело приземистое , неуклюжее. Малый был неказистый, что и говорить…» 2. «Она была красивой… женщиной с правильными чертами лица и немного косыми глазами. Скрывая этот недостаток , она постоянно щурилась.» ??- Откуда эти отрывки? -О чем в них говорится ? Что описывается?
Слайд 4 Работа со словарями
Портрет-изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии.
Слайд 5 Работа со словарями
Портрет-изображение в литературе внешнего облика героя: черт, мимики,
жестикуляции , детали
одежды, служащее для его характеристики и раскрытия внутреннего содержания.
Слайд 6 Какова же роль портрета?
Давайте обратимся к портрету мальчика в рассказе
И. Тургенева «Бежин луг»
Слайд 7 Работа с учебником
Обратимся к учебнику У.Н.Никитиной «Русская речь»
8» класс параграф 15
Психологический портрет
Слайд 8 Повесть И . Тургенева «Ася»
Прочитаем описания героев
Прочитаем
описание портрета Аси в одноименной повести И.С.Тургенева
Слайд 9 Портрет Гагина в повести И.С.Тургенева
Что из этих описаний можно
узнать о характерах, настроении героев?
Слайд 10 Изучение нового материала
1.Лексическая работа
1.Психолог-ученый , специалист по психологии. Знаток человеческой психологии.
2.Психология-наука,изучающая процессы и закономерности человеческойдеятельности.3.Психологизм-это углубленное изображение психических , душевных переживаний.
Запишите в тетради гнездо родственных слов.
Слайд 11Психологический портрет литературного героя
Слайд 12Закрепление нового материала
1.Давайте посмотрим , как писатель может изобразить своего
героя не только в обычном , спокойном состоянии , но
и в минуты радости , веселья , испуга; 2 Прочитайте «психологические» зарисовки , понаблюдайте, на что обращает внимание автор , чтобы передать внутреннее состояние человека?
Слайд 13Физкультминутка с психологом
Три ученика выходят за дверь , чтобы изобразить
какую-либо эмоцию. Класс должен определить назначение мимики, доказать свою точку
зрения, описывая своего товарища (радость, грусть, любопытство и т.д.)
Слайд 14Каковы задачи создания психологического портрета?
Сначала устно, затем письменно.
Н-р: Через внешность героя автор стремится раскрыть его внутренний мир , помогает определить его характер…
Слайд 15Чтение наизусть стихотворения
Н .Заболоцкого «Портрет»
Поделитесь впечатлениями
-Каким желанием охвачен поэт? -Чем примечательна первая строфа стихотворения? -В чем различие портрета живописи и литературного?
Слайд 16Работа с произведениями живописи
Слайд 17Работа с иллюстративным материалом
Слайд 18 Подведение итогов
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
–В чем отличие портрета от психологического портрета? -Оцените свою работу на уроке.
Слайд 19Домашнее задание
Напишите, каким вы себе представляете Иуду?(сочинение-миниатюра)