Слайд 2Как писать сочинение-рассуждение с объяснением значения слова
Слайд 3Сформулировать значение слова можно различными способами:
подобрать синоним;
перечислить основные признаки
понятия;
описать типичное поведение, поступки, в которых проявляется это понятие.
Слайд 4Задание 1
Напишите, как вы понимаете значение слов «доброта», «искренность», «совесть»,
«справедливость».
Слайд 5Композиция сочинения-рассуждения с объяснением значения слова
Вступление. Толкование значения слова.
Комментарий.
Первый пример (из текста).
Второй пример (из текста или
из опыта).
Вывод.
Слайд 6Задание 2
Прочитайте рассказ И. А. Бунина «Лапти», а затем сочинение
на тему «Что такое сострадание?» Выделите в тексте сочинения части
в соответствии с приведенной выше схемой.
Слайд 7Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и
холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе:
был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть... Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь,
Слайд 8утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: -
Ну что, барыня, как? Не полегчало? - Куда там, Нефедушка!
Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит... - Лапти? Что за лапти такие? - А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо: - Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. - Как добывать? - В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. - Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал. - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет.
Слайд 9мне в зад, пыль-то... И, притворив дверь, ушел. А на
кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго
подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне
Слайд 10разумно) дать ему красные лапти: - Мамочка, дай! Мамочка дорогая,
ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и
била себя в грудь: - Господи, помоги! Господи, защити! И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно. Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в
Слайд 11страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг
увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать
снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье... За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
Слайд 12Задание 3
Прочитайте рассказ Владимира Крупина «Молитва матери». Как вы понимаете
значение слова «любовь»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент возьмите из текста, а другой – из вашего жизненного опыта.
Объем сочинения – не менее 70 слов!