Слайд 1Влияние английских заимствований на лексику русского языка.
.
Слайд 2Введение.
В каждом языке есть слова, заимствованные из других языков. Что
касается русского языка, в нем таких слов около 10%, основную
часть которых составляют имена существительные.
В настоящее время большое внимание в исследовании состояния русского языка уделяется английскому и американскому лингвокультурному влиянию.
Процесс кажется нам интересным для исследования по той причине, что наглядно отражает связь языка с общественной жизнью и с культурой времени.
Слайд 3Актуальность, предмет, объект и цель нашей работы.
Актуальность определяется значимостью английского
языка в жизни русского общества.
Предмет работы: исследование заимствованных англицизмов
в современном русском языке последних десятилетий.
Объект исследования: лексические единицы английского происхождения и их производные.
Цель работы: выявление степени влияния английского языка на русский язык, частотности использования заимствований английской лексики в современном русском языке.
Слайд 4Исследовательские задачи.
Определить причины заимствований английских элементов в русском языке.
Проанализировать теоретические
материалы, связанные с заимствованиями.
Обозначить этапы эволюции англицизмов.
Рассмотреть способы образования англицизмов.
Классифицировать
наиболее употребляемые англицизмы по сферам общения.
Выяснить отношение сверстников к исследуемому явлению.
Выделить английские заимствования в названиях фирм и учреждений.
Привести интересные факты о происхождении некоторых заимствований.
Слайд 5Использованные методы и приёмы.
1. Описательный метод с приёмами наблюдения языковых
явлений.
2. Приём систематики и классификации.
3. Социологический опрос, анкетирование.
Слайд 6Причины заимствования англицизмов в современном русском языке.
усиление информационных потоков;
появление
всемирной компьютерной сети Интернета;
расширение межгосударственных и международных отношений;
развитие мирового рынка,
экономики, информационных технологий;
участие в олимпиадах, международных фестивалях, показах мод;
расширение кругозора и объема знаний россиян;
расцвет зарубежного туризма;
функционирование на территории России совместных русско-иностранных предприятий.
Слайд 7Результаты исследования.
Интернет
Слайд 10Три стадии:
Этапы эволюции англицизмов (по В.М. Аристовой)
Слайд 112. Заимствование
3. Укоренение: слова начинают приобретать характерные
русские черты:
«имидж - имиджевая политика»;
«креатив», «креативно», «креативщик», «креативный»,
«более/менее креативно».
Слайд 12Способы образования англицизмов.
1. Прямые заимствования. Слово встречается в русском языке
приблизительно в том же виде и в том же значении,
что и в языке – оригинале. Это такие слова, как уик-энд - выходные; блэк – черный; мани – деньги.
2. Гибриды. Данные слова образованы присоединением к иностранному корню русского суффикса, приставки и окончания, например: аскать (to ask - просить), бузить (busy – беспокойный, суетливый), коннектиться (connect – соединяться, связываться).
3. Калька. Слова, иноязычного происхождения, употребляемые с сохранением их фонетического и графического облика. Это такие слова, как менеджер, стандарт, комфорт.
Слайд 134. Полукалька. Слова, которые при грамматическом освоении подчиняются правилам русской
грамматики (прибавляются суффиксы). Например: драйв – драйва (drive - запал,
энергетика, гейма ( game – игра).
5. Экзотизмы. Слова, которые характеризуют специфические национальные обычаи других народов и употребляются при описании нерусской действительности. они не имеют русских синонимов. Например:, хот-дог (hot-dog), кеб.
6. Иноязычные вкрапления. Это слова или сочетания слов, передаваемые на письме и в устной речи графическими и фонетическими средствами языка – источника . Например: вау (Wow!), хеппи-энд (happy end)
7. Композиты. Слова, состоящие из двух английских слов, например: секонд-хенд – магазин, торгующий одеждой, бывшей в употреблении; хит – парад - список наиболее популярных медиа-продуктов.
8. Жаргонизмы. Слова, появившиеся вследствие искажения каких-либо звуков, например: крезанутый (crazy – шизанутый), паренсы ( parents - родители).
Слайд 14Социальная значимость английских заимствований в СМИ.
Три группы:
Слова – термины,
не имеющие синонимов в русском языке:
Офис,
спидометр, интервью, бизнес, лидер, чемпион, фермер, тренажер, трейлер, маркетинг, дисплей, спонсор, бартер, сленг, болт, лорд, гольф, вокзал, чартер, рейд, ваучер, пикник, блюз, дилер, брокер, холдинг, автокар, парковка, трамвай, саундтрек, кроссворд.
Слайд 152. Слова, имеющие синонимы в русском языке:
Спикер( от англ.
speaker) – выступающий с речью;
Фитнес (от англ. fit) – стройный,
здоровый;
Контейнер(от англ.container) – тара, ёмкость;
Дизайн (от англ. design) – рисунок, узор;
Тинэйджер (от англ. teenager) – подросток;
Бизнес (от англ. business) - занятие;
Постер (от англ. poster) - плакат;
Кекс ( от англ. cakes) - пирожное;
Рейтинг (от англ. rating) - оценка;
Сезон (от англ. season) – время года;
Матч (от англ. match) - состязание;
Прайс-лист (от англ. pricelist) – список цен;
Геймер (от англ. gamer) - игрок.
3. Слова, напечатанные в газетах на английском языке, английскими буквами, например: Non – stop, shop, the best.
Слайд 16Использование лексики английского происхождения
в обыденной жизни школьников.
Обратим ваше внимание на
то, что в первую очередь, подростки используют заимствования, потому что
это модно. Они хотят следовать американскому образу жизни, а также считают, что заимствованное слово является более компактным, четким, логичным, следовательно, незаменимым(по данным социологического опроса).
Слайд 20К тому же, мы выделили наиболее часто употребляемые англицизмы в
речи подростков, предложив ребятам составить небольшие рассказы:
Одна гёрла долго чатилась
в нете со своим бой-френдом, а потом посмотрела по TV новый суперфильм с хэппи-эндом и гоу ту ду шоппинг. Она накупила много фэйшн новинок на одной сэйл. И тут зазвонил мобильник, позвонила подруга и пригласила её сегодня на бёздей – пати. Она решила подарить ей плеер.( Маша Старцева, 10 кл.)
Я со своим бой-френдом собралась в найт клаб. Перед этим я устроила себе шоппинг, чтобы выглядеть гламурненько и пройти фэйс – контроль. Там мы слушали ремиксы, танцевали RnB и пили коктейли. Пэрентсы чуть не крезанулись.( Самира и Настя, 10 кл.)
Слайд 21Использование английских заимствований в названиях предприятий и учреждений.
Причины :
Модно и
популярно
Кратко и не затрудняет понимание
Легко запоминается
Использование известных брендов
Ориентация на потребителя
(клиента)
Слайд 22Четыре группы:
Название – полностью английское слово:
Слайд 232. Название – различные сочетание английского слова (заимствования) с русским.
Слайд 243. Название – запись русского слова английскими буквами
4. Название –
запись английского слова русскими буквами.
Слайд 25История значений слова «спортсмен».
«охотник до лошадей и собак»(1859)
«охотник «для истребления
зверей»(И.А.Гончаров)
«убийца, тот, кто калечит»(XIX век)
«человек, занимающийся физкультурой»(1928)
«человек, занимающийся спортом как
любитель или профессионал»(1940.Словарь Ушакова)
«человек, выполняющий физические упражнения для развития и укрепления организма, принимающий участие в соревнованиях; увлекающийся спортом азартно»(XXI век. Словарь Ожегова)
Слайд 26Заключение.
Благодаря данному исследованию мы пришли к выводу, что процесс заимствования
из английского языка в русский усиливается в настоящее время, поскольку
английский язык является основой многих профессиональных языков, широко используется в молодёжном сленге. С одной стороны, этот процесс неизбежен, но с другой, должна сохранятся культурная основа языка. Отсюда, мы полагаем, что англицизмы должны соответствовать следующим требованиям: