Слайд 1
Нарушение звукопроизношения у старших дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Выполнила:
Рашкинене Наталья Владимировна
Слайд 2Цель:
изучить нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими
расстройствами ( стёртая форма дизартрии).
Слайд 3Задачи:
Изучить специальную и педагогическую литературу по проблеме исследования.
Подобрать методы и
приемы логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с
минимальными дизартрическими расстройствами.
Подобрать конспекты занятий по устранению нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.
Слайд 4Кто работал по этой проблеме:
Слайд 5Неблагоприятные факторы пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития ребенка,
вызывающие МДР:
-токсикоз беременности;
-хроническую гипоксию плода;
-хронические заболевания матери (болезни печени, почек,
сердечно- сосудистые заболевания и т.д.);
-заболевания, перенесенные во время беременности (особенно в первой ее половине);
-стремительные или сухие затяжные роды;
-явления асфиксии новорожденных различной степени выраженности;
-резус- конфликтная ситуация;
-слабость родовой деятельности матери, угрожающая асфиксией плода и требующая применения разнообразных средств родовспоможения (стимуляции, ручной помощи, наложения щипцов и т. д.).
-наличие различных, нередко тяжелых заболеваний (особенно на первом году жизни): вирусный грипп, пневмония, тяжелые формы желудочно-кишечных заболеваний, частые простудные и инфекционные заболевания, в некоторых случаях сопровождающиеся судорожными припадками на фоне высокой температуры.
Слайд 6Причины, вызывающие стёртую дизартрию ( или МДР):
Нарушение иннервации артикуляционного аппарата,
при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп( губ, языка, мягкого
нёба); недостаточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.
Двигательные расстройства: трудность нахождения определённого положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков.
Оральная апраксия.
Минимальная мозговая дисфункция.
Слайд 7Классификация форм стёртой дизартрии:
(Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф.)
Слайд 8Симптоматика МДР
Для минимальных дизартрических расстройств характерно:
наличие слабовыраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема
наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности, недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации;
наличие синкинезий (движения нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при движении языка);
замедленный темп артикуляции движений;
трудность в переключении артикуляционных движений;
трудность удержания артикуляционной позы;
стойкость нарушения звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;
наличие просодических нарушений.
Слайд 9Гистограмма наиболее типичных нарушений звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах (
по результатам исследования Елены Филипповны Архиповой).
Слайд 10
Работа по коррекции звукопроизношения при МДР
Слайд 11Выводы:
Стёртая дизартрия – одно из самых распространённых речевых нарушений,
встречающейся в логопедической практике.
Вопросы диагностики и содержания коррекционной работы с
детьми, страдающими минимальными дизартрическими расстройствами остаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом плане.
Нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер и выражаются в антропофонических ( искажение, пропуски) и фонологических
( замена, смешение) дефектах. Звукопроизношение может зависеть от фонетического контекста, то есть отпозиции звука в слове, от сложности звуковой структуры слова.
Сложная структура речевого нарушения при стертой дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий.
Изучение минимальных дизартрических расстройств является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин. Вместе с тем вопрос терминологии данного нарушения в разных направлениях исследований трактуется по-разному и остается дискуссионным.
В ходе исследования цель работы достигнута, задачи выполнены.