Слайд 1ТЕМА УРОКА
НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ
МЕСТОИМЕНИЯ
Слайд 2Цели урока
Познакомить учащихся с еще одним разрядом местоимений –
неопределенными местоимениями; показать общее значение, морфологические
признаки, способы образования неопределенных местоимений; использование данных местоимений в речи;
Развивать и совершенствовать орфографическую зоркость, творческие способности, связную речь; активизировать мыслительную деятельность; показать роль неопределенных местоимений как одного из средств связи слов в предложении; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи неопределенных местоимений;
Воспитывать интерес к урокам русского языка; чувство ответственности, чуткость к слову и правильному употреблению его в речи.
Слайд 3Тип урока
объяснение нового материала.
Слайд 4Оборудование
карточки, слайды, тестовые задания, отрывки из художественных произведений,
учебник, проектор.
Слайд 5ТЕСТ
1. Местоимение – часть речи , которая указывает :
А. на действие;
Б. на предметы, признаки
и количества;
2. Какое местоимение относится к личным?
А. Они; Б. Кто; В. Какой?
3. Для чего служат относительные местоимения?
А. Для связи простых предложений в составе сложных;
Б. Для выражения вопроса;
В. Указывает на того, о ком говорят.
4. Дорогая Светлана Геннадьевна! Приглашаем Вас принять участие в
нашем сборе « Береги природу!» В данном предложении местоимение
ВАС употребляется как :
А. Форма вежливого обращения к одному лицу;
Б. Форма обращения к двум или более лицам;
5. Иван – царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с
СЕБЯ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой. Определите
падеж возвратного местоимения :
А. Винительный; Б. Творительный; В. Родительный.
Слайд 6Склонение возвратного местоимения себя
И.п. -
Р.п. себя
Д.п. себе
В.п. себя
Т.п. собой
П.п.
о себе
Слайд 7Личные местоимения с предлогами
Он – у него, с ним, о
нём
Она – у неё, с ней, о ней
Слайд 8(Надо) мной, (из)(за) ненастной погоды, (ярко) багровый закат, (не) беспокойся
(обо) мне, пр..близит..ся (к) нему, чита..ш.. про себя, необ..ятные просторы,
держ..ш.. себя в руках.
Слайд 9проверка
Надо мной, из-за ненастной погоды, ярко- багровый закат, не беспокойся
обо мне, приблизится к нему, читаешь про себя, необъятные просторы,
держишь себя в руках.
Слайд 11Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки,
О чем-то кричали
ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса
надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад»
Ю. Коваль.
Слайд 12Неопределённый -
1. Точно не установленный
2. Не вполне отчётливый, уклончивый
Слайд 14КОЕ – ЧТО ЧТО
НЕКОТОРЫЙ
КОТОРЫЙ
НЕКТО КТО
КТО-ТО КТО
ЧЕЙ –ЛИБО ЧЕЙ
НЕСКОЛЬКО СКОЛЬКО
ЧТО-НИБУДЬ ЧТО
Слайд 15проверка
И.п. некоторый
Р.п. некоторого
Д.п. некоторому
В.п. некоторого
Т.п. некоторому
П.п. о некотором
И.п. кто-то
Р.п. кого-то
Д.п.
кому-то
В.п. кого-то
Т.п. кем-то
П.п. о ком-то
Слайд 16ИГРА "ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ" (ВЫПИШИ "ЛИШНЕЕ СЛОВО").
НЕКТО , НИКТО ,
НЕЧТО;
НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НЕКОТОРЫЙ;
НЕКОГДА, НИКОГДА, НИКУДА;
НЕСКОЛЬКО, СКОЛЬКО-НИБУДЬ, НИСКОЛЬКО.
Слайд 17Неопределённые местоимения
Чьи-то, несколько, кем-то, некто, кое-что, кое в чём, кто-нибудь,
с кем-нибудь, кое за кем.
Слайд 18ЗАПИШИТЕ ИСПРАВЛЕННЫЕ ВАРИАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
ПОДЧЕРКНИТЕ НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.
Я ХОЧУ СКАЗАТЬ
ВАМ КОЙ-ЧЕГО.
Дайте мне что-либо почитать.
ЧЕГО-НИБУДЬ ПРИДУМАЕМ.
Некто забыл дома тетрадь.
Я
ПРИНЕС ВАМ НЕЧТО
Слайд 19
1. Поздно вечером (.) постучался к нам.
2. на берегу реки
росла (.) пышная зелень.
3. Расскажите(.) о вашей поездке по Москве.
4.
Товарищ вытащил из шкафа (.) книгу.
5. Вскоре мы заметили на дороге (.) чёрное.
Слайд 20
1. Поздно вечером кто-то постучался к нам.
2. На берегу реки
росла какая-то пышная зелень.
3. Расскажите что-нибудь о вашей поездке по
Москве.
4. Товарищ вытащил из шкафа какую-то книгу.
5. Вскоре мы заметили на дороге что-то чёрное.
Слайд 21ЧТОБ УПРОЧИТЬ ВАШИ ЗНАНИЯ, ДАЮ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. §
73, упражнение 416.
2. + упр. 418 ( на «5»)
СПАСИБО
ЗА УРОК !