Слайд 1Модуль 7. Культура русской речи и подходы к формированию функциональной
грамотности обучающихся
Задание № 8
Невербальная речь
Солиева О.Ю. учитель русского языка
и литературы
СОШ № 13 г.Маргилана Республики Узбекистан
Слайд 2Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют.
Язык нашего
тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является
уникальным. Если представить, что именно он несет от 60 до 80 процентов передаваемой собеседнику информации, легко понять необходимость в интерпретации этого способа контакта
Восточная мудрость
Слайд 6Почему несловесные средства относятся к речи?
Несловесные средства всегда образуют комплекс
— своеобразное высказывание, и в этом отношении они аналогичны словесной
речи. У них общие функции, цели, условия общения, исполнители и адресат. Более того, несловесная речь обычно выражает с помощью иных средств то же содержание, что и словесная. Невербальные средства включаются и в процесс речи, и в ее результат — устный или письменный текст. Словесная и несловесная речь чаще всего взаимно усиливают друг друга в одной коммуникативной ситуации, различаясь лишь средствами.
Слайд 7
В основе невербальной речи, как и речи словесной, — знаковость,
ориентация на партнера и на ситуацию в целом.
Слайд 8
С помощью несловесных средств выражаются внутренние психические состояния субъекта, процессы,
отношения, оценки, желания, вопросы, действия и т. д. Все эти
смыслы должны быть не только переданы, но и приняты, адекватно расшифрованы адресатом, поэтому отбор несловесных средств для речи в конкретной ситуации и для конкретного адресата происходит по тем же критериям, что и в словесной речи.
Слайд 9
невербальная речь, как и вербальная, нацелена на диалог, поэтому для
несловесных знаков в такой же степени характерна взаимность экспрессивных и
импрессивных «реплик» в диалоге.
Слайд 10Какие свойства невербальных средств определяют их столь важную роль в
человеческом общении?
— это один из способов проявления общей культуры
человека и определенного коллектива, в который он входит;
— невербальные средства в целом дают более объемную информацию, чем вербальные, за счет того, что они комплексно задействуют несколько каналов: визуальный, акустический и тактильный.
— большая часть невербальных средств воздействует через визуальный канал, а всем известно, что около 80% информации об окружающем мире в целом человек получает благодаря зрению;
— невербальные средства в гораздо меньшей степени поддаются внутреннему контролю, поэтому степень истинности информации, получаемой таким образом, гораздо выше;
— несловесное общение не только вызывает большее доверие при несовпадении вербальных и невербальных сообщений, но и продолжается гораздо больше времени: при контактном общении оно непрерывно, поскольку словесный диалог строится на поочередном обмене информации, но несловесное общение происходит параллельно и словесной речи, и словесному молчанию. Поэтому возникают два одновременных встречных потока информации. Причем эта одновременность сохраняется и тогда, когда все участники общения молчат;
— несловесные средства иногда гораздо точнее и разнообразнее выражают эмоции, отношения, оценки и т. п.
Слайд 11Культура несловесной речи проявляется:
- в знании этих средств (учете их
особенностей),
- умении использовать в своей речи,
- в умении воспринимать
и интерпретировать несловесные средства в чужой речи,
-в умении взаимодействовать с партнерами с помощью этих средств.
По сути, можно говорить о двух взаимосвязанных сторонах этой культуры — культуре говорящего и культуре слушающего. Причем культура данного вида проявляется и в том, насколько каждый из партнеров, участвующих в общении, владеет обеими этими сторонами.
Слайд 12По степени осознанности выделяются три основные группы несловесных знаков:
Слайд 13Основными невербальными средствами общения являются жесты.
Жесты-символы - очень ограничены
рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми
простыми приемами невербального общения.
Жесты-иллюстраторы - используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения.
Жесты-регуляторы - играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения.
Жесты-адапторы - сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.
Слайд 14Значит,
наиболее осознанными являются несловесные средства, помогающие говорящему выразить содержательную
сторону речи,
менее осознанными — поддерживающие процесс контакта, а наименее
поддающиеся контролю — эмоционально-оценочные невербальные средства.
Слайд 16Невербальные сигналы должны быть:
правильными (в соответствии с общепринятыми в данной
культуре значениями),
точными (особенно — указательные и изобразительные),
логичными (последовательными
и непротиворечивыми в комплексе всех вербальных и невербальных средств),
выразительными (не только более или менее интенсивными в зависимости от эмоционального состояния, но и красивыми) и пр.
в соответствии с ситуацией, речевой задачей, а также этическими и коммуникативными нормами.
Слайд 17Задача культуры несловесной речи:
помочь сделать речевое общение в целом
как можно более эффективным
Слайд 18Управление всеми вербальными и невербальными процессами идет от общей цели
речи и ее задач.
Слайд 19Невербальные средства ярче проявляют сущность человека, поэтому если слова —
«одежда наших мыслей», то несловесные средства — это проявление мыслей
без одежды.
Слайд 20Светлые мысли и чувства будут «светиться» во всем облике человека,
делая его одухотворенным и всегда красивым, «черные» мысли также обязательно
проявятся в мимике и интонациях.
Слайд 22Заключительные правила:
Не делайте скоропалительных выводов по одному единственному телодвижению
собеседника.
Ждите, когда о состоянии его "скажут" и другие сигналы.
Обращайте внимание прежде всего на так называемые "мелочи".
Не подгоняйте наблюдение под уже сложившееся первое впечатление.