Слайд 1Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
Урок русского языка в 8 классе
Учитель: Юрова Т.И.
МОУ Быструшинская СОШ
Тюменская область
Абатский район
Слайд 2Расставьте знаки препинания в схемах
1) О О и О и
О
2) О зато О
3) не только О но и О
4)
как О так и О
5) ни О ни О ни О
6) О и О О и О
Составьте предложения по 1-й и 6-й схемам (1 в.); по 3-й и 5-й схемам – 2 в.
Слайд 3Произведи синтаксический разбор предложений
Поступок важен в жизни каждого человека, в
общении между людьми.(1-в.)
По поступкам судят о человеке, о его
чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности и ответственности. (2-в.)
Слайд 4Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Составить схемы предложений с
однородными членами.
1.Мелькает вьётся первый снег. 2. Возы были нагружены сеном
соломой мешками с мукой горшками кирпич..м дровами. 3. Около них ск..кали ногайские проводники в бурках и с арканами. 4. Он был высокого роста худощав и каз..лся лет тридцати. 5. Два дня ему каз..зались новы уединённые поля прохлада сумрачной дубравы журчанье тихого ручья. 6. В окно увидела татьяна поутру побелевший двор куртины кровли и забор на окнах яркие узоры деревья в зимнем серебре сорок весёлых на двор и мя(г,к)о устланные горы зимы бл..стательным ковром
Слайд 5Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Составить схемы предложений с
однородными членами.
1.Мрачный бор угрюмо молчит или во..т глухо. 2. И
дымком (то) пахнет и травой и дёгтем маленько и маленько кожей. 3. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками то вдруг местами ра..чищалось на мгновенье. 4. Последние волны согретого тумана то скатываются и ра..т..лаются скатертями то извиваются и и..чезают в глубокой нежно сияющей вышине. 5. Я не мог открыть в нём страсти ни к еде ни к охоте. 6. Он б сам к вам явился да побоялся. (Из произведений И. Тургенева)
Слайд 6Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Составить схемы предложений с
однородными членами.
1. Люблю я беше..ую младось и тесноту и
блеск и радость. 2. В гармонии соперник мой был шум лесов иль вихорь буйный иль иволги напев живой иль ночью моря шум глухой иль ш..пот речки тих..струйной. 3. Наб...рёт он (поэт) новых дум и чувств и нам их передаст. 4. Успехи мои хотя были медле(нн,н)ы но благонадёжны. 5. Дорогою придумывал я и то и другое для избавления бедной девушки. 6. Меж горц..в пленник наблюдал их веру нравы воспитанье любил их жизни простоту. (из произведений Пушкина)
Слайд 7.
В поле, в лесу, птицы, звери, осенью, на реке, весной,
рыбы, зимой
Разбейте данные слова на группы, подберите к ним
обобщающие
слова, придумайте предложения.
Слайд 8Разбейте данные слова на группы, подберите к ним обобщающие слова,
придумайте предложения
В поле, в лесу, на реке,
птицы, звери, рыбы
осенью,
весной, зимой
Слайд 9Придумайте предложения, в состав которых входили бы однородные члены и
обобщающие слова
I ряд – всегда
II ряд – везде
III ряд –
всё это
Слайд 10Разбор по членам предложения
1. Все жители посёлка: мужчины и женщины,
старики и дети – вышли встречать пароход.
2. В Сибири, на
Дальнем Востоке, в средней Азии – всюду растут новые города.
Слайд 11ВЫВОД: Обобщающие слово или словосочетание можно найти в предложении по
двум признакам:
1) лексическое значение обобщающего слова раскрывается конкретизируется рядом
однородных слов – понятий;
2) обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены при нём. (Кроме предложений, в которых обобщающее слово выступает в роли сказуемого с обобщающим значением при однородных членах – подлежащих. Например: Пушкин, Лермонтов, Некрасов – мои любимые поэты.)
Слайд 12Преобразовать предложение:
Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на
реке.
А) чтобы обобщающее слово завершало предложение, а однородные члены стояли
перед ним;
Б) чтобы однородные члены стояли в середине, а обобщающее слово перед ними.
Слайд 13Преобразовать предложение:
А) В поле, в лесу, на реке: всюду чувствовалось
приближение весны.
Б) Всюду – в поле, в лесу, на реке
– чувствовалось приближение весны.
Слайд 14Д/З
параграф 28, Упр. 248(Iчасть)
Слайд 15Объяснительный диктант.
Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в
блиндажах, на батареях и на полях – она искала Баклашова,
спрашивала о нём. Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник. И всё это: громадная и пышная вершина клёна, светло – зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черёмух, солнце, синева – всё поражало своей густой свежестью и новизной. Какие всё же удивительные у него глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые. Но здоровый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях – словом все её достоинства только родились с ней.