Слайд 1
Обособленные члены предложения
Урок русского языка в 8 классе.
Подготовила:
учитель
русского языка и литературы
ГОУ ТО «Северо-Агеевская специальная
(коррекционная) школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Данилова Татьяна Александровна
Слайд 2Обособленные члены предложения
Слайд 4 Афинский зодчий Дедал и его сын Икар
согласно мифу поднялись на большую высоту на крыльях из птичьих
перьев слеплённых воском.
Персидский царь Ксеркс якобы совершил полёт при помощи дрессированных грифов больших хищных птиц.
Наблюдая за полетом итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи пришёл к убеждению, что можно создать такой аппарат, при помощи которого человек мог прыгать с большой высоты оставаясь невредимым.
Никита русский холоп хотел летать на самодельных деревянных крыльях, а другой крестьянин так и оставшийся неизвестным пытался подняться в воздух на слюдяных крыльях.
Так из года в год различные люди изобретали, совершенствовали воздухоплавательный аппарат, но только изобретение самолёта положило начало эре покорения воздушной стихии.
Слайд 5Зодчий - тот, кто занимается зодчеством; архитектор. (Происходит от др.-русск.,
церк.-слав. зьдъчии «гончар, строитель, каменщик»)
Холоп – человек, находящийся в зависимости, близкий к
рабству; в крепостнической России: крепостной крестьянин, слуга.
Слюда – прозрачный слоистый минерал.
Слайд 6
Икар и Дедал
Величайшим скульптором и архитектор Афин был Дедал. Жил
Дедал у царя Миноса на острове Крит, и не хотел
Минос, чтобы его мастер работал для других. Долго думал Дедал, как ему бежать с Крита, и наконец придумал. Он набрал перьев. Скрепил их льняными нитками и воском, чтобы изготовить из них крылья. Дедал работал, а его сын Икар играл возле отца. Наконец Дедал окончил работу и сказал сыну: «Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком близко к морю, чтобы соленые брызги не могли смочить твои крылья. Не поднимайся и слишком высоко, близко к солнцу, чтобы жара не растопила воск, тогда разлетятся все перья. За мной лети, не отставай от меня».Икар забыл наставления отца. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко, под самое небо, чтобы приблизиться к солнцу. Палящие лучи солнца растопили воск, который скреплял перья крыльев, перья выпали и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет на них крыльев. Упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.
Слайд 7Персидский царь
Ксеркс
(правил в 486 — 465 годах до н. э.)
по
легенде
совершил полёт
при помощи
дрессированных
грифов
Слайд 8
Леонардо да Винчи
(1452-1519 г.г.)
итальянский живописец,
скульптор, архитектор,
инженер, техник, учёный,
математик.
← Крылатый планер Леонардо да Винчи
Слайд 9Картина "Крылья холопа". Автор Н.Вилков.
Слайд 10Легенда о холопе Никите Лутове
Летописцы Ивана Грозного
оставили потомкам историю о находчивом и любознательном холопе Никите Лутове.
Говорили, что он однажды объявил всем, что хочет взлететь в небо, как птица. Никита построил крылья из дерева и птичьих перьев, прикрепив их воском.
Посмотреть на русского Икара собрались почти все жители слободы, даже сам Царь Иван Грозный вышел на улицу (кстати, он приказал убить Никиту, если тому не удастся совершить полет).
Холоп Никита взобрался на самый верх колокольни, надел самодельные крылья, оттолкнулся и … полетел. Если верить преодолел высокую стену, пролетел еще не один десяток метров и, чудом оставшись в живых, приземлился на берегу реки Серой.
Народ ликовал, поздравлял Никиту, да и сам человек-птица не мог поверить в успех.
Тем не менее, Иван Васильевич приказал казнить (на то он и Грозный) холопа, объяснив это тем, что человек не может парить, как птица. Царь решил, что сам смерд не мог придумать такого, значит, помогал ему в этом дьявол. За связь с нечистой силой Никите отрубили голову, а его тело отдали свиньям. По приказу царя крылья были сожжены.
Слайд 11
…все ценное, прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек.
Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал
ничего стоящего...
В. М. Шукшин
Слайд 12Задание:
1.Спишите текст, кроме последнего абзаца.
2.Самостоятельно расставьте пропущенные знаки препинания.
3.Графически выделите
обособленные члены предложения и условия их обособления.
4.Устно (по плану)
объясните постановку знаков препинания.
План ответа:
1.Читаю предложение со знаками препинания.
2.Называю часть предложения, которая является обособленным членом предложения.
3. Говорю: «Это обособленное
_______, выраженное________.
Выделяем запятыми (запятой),
потому что________________».
Слайд 13Закончите предложение.
Сегодня я узнал (а)….
Было трудно….
Я научился…
Теперь я могу…
Самым интересным
моментом на уроке…
Я научился…
Слайд 14Домашнее задание
Напишите мини-сочинение на тему: «Моя заветная мечта» (6-8 предложений),
используя в одном или двух предложениях обособленные члены предложения.
Слайд 16http://tolkslovar.ru/z6260.html лексическое значение слов
http://afins.ucoz.ru/publ/kartinki_fan_art_prosto_art_and_kartiny/drugoe/mify_drevnej_grecii_dedal_i_ikar/12-1-0-2 Дедал и Икар
http://rozamira.ucoz.ru/publ/transfizicheskoe_poznanie/istorija/kserks_i/21-1-0-903 Персидский царь Ксеркс
http://wonderwork.ucoz.com/load/istorija/leonardo_da_vinchi/9-1-0-950
крылатый планер Леонардо да Винчи
http://nvologda.ru/?p=4689 Леонардо да Винчи
http://www.stihi.ru/2012/08/24/2570 легенда
о Никите Лутове
http://clubs.ya.ru/4611686018427395982/replies.xml?item_no=1124 Картина "Крылья холопа". Автор Н.Вилков
http://npolit.ucoz.ru/index/v_m_shukshin/0-106 В.М. Шукшин
http://ladystatus.org/q/4237.html цитата
Использованная литература
1. Русский язык в школе.: научно-методический журнал.- М.: Просвещение, 1990, №5. (текст)
2.Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы 9 класс. - М.: Дрофа, 2005. (легенда о Дедале и Икаре)