Слайд 1Образец
разбора предложения
Носова Ольга Михайловна
учитель начальных классов МОУ СОШ №
11
Курского муниципального района
Ставропольского края
Дидактический материал
Русский язык 3-4
класс
Слайд 21. Найти грамматическую основу предложения
Найти грамматическую основу предложения - подлежащее и
сказуемое(подлежащее подчёркиваем одной чертой, сказуемое - двумя); указать, какими частями
речи выражены главные члены.
Чаще всего, подлежащее выражено либо существительным, либо местоимением, а сказуемое - глаголом.
Слайд 32. Дать характеристику предложения:
по цели высказывания: повествовательное (повест.), побудительное (побуд.),
вопросительное (вопросит.);
по интонации: восклицательное (воскл.), невосклицательное (невоскл.);
по наличию второстепенных членов:
распространённое(распр.) - если кроме грамматической основы есть хотя бы один второстепенный член, нераспространённое (нераспр.) - если есть только грамматическая основа;
по количеству грамматических основ: простое (прост.) - если одна грамматическая основа, сложное (сложное) - если грамматических основ больше одной. Простое предложение может быть с однородными членами - тогда указать: простое с однородными сказуемыми, например (прост. с однор. сказ.).
Слайд 43. Установить стрелками связь слов в предложении
сначала ищем слова, к которым
можно поставить вопрос от подлежащего, потом от сказуемого, затем от
второстепенных членов. Сразу подчёркиваем, каким членом предложения и какой частью речи является слово: дополнение, подчёркиваем прерывистой линией, выражено существительным (сущ.) (про второстепенные члены есть статья на сайте в разделе "Помощь в обучении. Русский язык);
Слайд 54.Выписать словосочетания
Грамматическая основа словосочетанием не является!
Каждое словосочетание выписываем с новой
строчки:
первое - с большой буквы, остальные - с маленькой.
В конце словосочетаний ставим (;) (.)
Слайд 6Образец письменного разбора:
пр. прил.
сущ. сущ.
гл.
За высокими стволами деревьев мелькнула
прил. сущ. сущ.
шумная стайка птиц. (Повест., невоскл., распр., простое).
Стайка (какая?) шумная;
стайка (кого?) птиц;
мелькнула (за чем?) за стволами;
стволами (какими?) высокими;
стволами (чего?) деревьев.
Слайд 7 1. Предложения для разбора
(вставить
пропущенные буквы и знаки препинания):
1.Мы н(а,о)пр(а,о)вля(е,и)мся (на)п(о,а)ляну (о,а)ст(о,а)навлива(е,и)мся
там и встр(и,е)ч(я,а)(е,и)м в(о,а)схо(т,д) луны.
2.(О,А)на п(о,а)(е,я)вля(е,и)т(ь)ся среди ра(н,нн)(е,и)х звёз(д,т).
Слайд 83. Запиши и дай характеристику предложениям. Выпиши словосочетания.
Стоят ненастные осенние дни. Тучи надолго закрывают солнце. С
раннего утра до позднего вечера льет осенний дождь. Яростный ветер срывает с деревьев последние листья. И мокрыми, и грустными стали сады, поля и леса. В тёплые норки забились зверьки. Не слышно жужжания насекомых.
Слайд 9Источники
http://lyuceum7-1a.ucoz.ru/load/obrazec_razbora_predlozhenija/1-1-0-68
http://img-fotki.yandex.ru/get/9218/16969765.141/0_74c8c_5942e4b3_M.png