Слайд 1Образование сложных слов
Урок русского языка
6 класс
Дильманова Г.Б.
Инфузория - туфелька
человек
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Инфузория-туфелька -обитатель пресных водоемов.
  Инфузории не имеют нервной системы,
                                                            
                                    
они воспринимают раздражения всей клеткой .
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Цели
Создать рабочую атмосферу. 
Задачи: - способствовать формированию эмоционального положительного фона; 
- стимулировать интерес
                                                            
                                    
к уроку. 
Обеспечить усвоение осознанных знаний, входящих в содержание темы урока. 
Задачи: -
                                    показать способы образования сложных существительных, 
- развивать умения работать с новыми понятиями; 
- содействовать становлению субъектной позиции будущего учителя, помощника –консультанта. 
Методы: репродуктивный, частично- поисковый, беседа, объяснительно- иллюстративный. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Ход урока.
Орг. момент. 
Проверка готовности к уроку. 
Психологический настрой на работу. 
Повторение пройденного.
                                                            
                                    
Для проверки задания «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА» соберу тетради.
1. Ответы на вопросы
                                    по тексту «Почему мы должны строить?»,
2. Словарный диктант (2 у доски записывают слова, которые задает класс).
3. Определить способ связи в словосочетании, какого способа недостает?
Самостоятельная работа по изучению новой темы «Образование сложных слов» (с использованием учебника (упр.2,3,4,,с. 85-86), дополнительного материала из интернета – выбор 4 учителей, которые распределяют материал по степени легкости в группах, объясняют тему, проверяют его усвоение).
 Просмотр видеофильма стихотворения С . Михалкова «От кареты до ракеты».
Беседа: Определи тему стихотворенияи т. д. 
Чтение текста Упр.1, с. 84 , ответы на вопросы, вывод.
Закрепление
Задания из презентации (слайды 12-22)
Рефлексия 
Что вам особенно запомнилось? 
На каком этапе вы почувствовали себя особо сильным? 
 Комментирование и выставление оценок. 
Домашнее задание. Напиши сочинение – рассуждение «Почему на данном уроке мне было … (трудно, интересно, легко…)?»
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 5Проверка домашнего задания
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА
ВЕРА     ВЕРИТЬ 
                                                            
                                    
   УВЕРИТЬ    
УВЕРЕННЫЙ  
                                        УВЕРЕННОСТЬ    
НЕУВЕРЕННОСТЬ
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 61.Ответы на вопросы по тексту «Почему мы должны строить?»
2. Словарный
                                                            
                                    
диктант
3. Определить способ связи в словосочетании
Дают путевку, атомные электростанции, 
строить
                                    дёшево.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Шел рыцарь по пустыне. Его мучила жажда. Вдруг перед собой
                                                            
                                    
он увидел озеро, а возле него — дракона. Достал рыцарь
                                    меч и начал биться с драконом. Бился сутки — отрубил одну голову. Бился вторые — отрубил вторую голову. Бьется третьи сутки. И вдруг последняя голова дракона его спрашивает: «Рыцарь, а ты чего хотел-то?» — «Пить», — отвечает рыцарь: — «Ну так пил бы …»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Самостоятельная работа по изучению новой темы «Образование сложных слов»
Работа в
                                                            
                                    
группах
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
											
											
                            
                                                            
                                        Упр.2, с. 85
   
                                              (устно)
Паровоз
 Электростанция
Самолет
МГУ
 Газопровод
Ракета- носитель
Стенгазета
Спортплощадка
Завод - автомат
ТЮЗ
                                
 
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 14  Определить способ образования слов
  КАРТОЧКА 1
 1.
пар
                                                            
                                    + ходить = пароход  
лес + рубить = лесоруб  
пыль
                                    + сосать = пылесос 
 2.
драматический кружок – драмкружок 
спортивная площадка – спортплощадка 
квартирная плата – квартплата 
   Задание 1.
 КАРТОЧКА 2 
  1.
 город + герой = город - герой 
 диван + кровать = диван - кровать 
платье + костюм = платье – костюм 
 2.
ГАИ – государственная автомобильная инспекция 
КВН – клуб веселых и находчивых 
РК – Республика Казахстан
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15  
  КАРТОЧКА 1
 1 ряд: 
пар +
                                                            
                                    ходить = пароход  
лес + рубить = лесоруб  
пыль +
                                    сосать = пылесос 
( сложение основ ) 
2 ряд:
 драматический кружок – драмкружок 
спортивная площадка – спортплощадка 
квартирная плата – квартплата 
( сложение части слова с целым словом)
    КАРТОЧКА 2 
1 ряд:
город+ герой = город – герой 
диван+ кровать = диван – кровать 
платье+ костюм = платье – костюм 
 (сложение целых слов) 
2 ряд: 
ГАИ – государственная автомобильная инспекция 
КВН – клуб веселых и находчивых 
РК – Республика Казахстан
 (Сложение сокращенных основ)
                                
 
                            							
														
						 
											
											
											
                            
                                                            
                                    
       Задание 3.
1.  Обозначьте
                                    корни в сложных словах. Подчеркните соединительные гласные о и е. Определите значение слов, исходя из значения корней.  Помните: значение устаревшего слова часто оказывается более конкретным и узким, чем нового, ср.: звездочёт — астроном.
О б р а з е ц. Брадобрей - тот, кто бреет бороды. Брадобрей — парикмахер.
Водовоз, воздухоплаватель, кашевар, костоправ, летописец, мореход, полководец,  сталевар, стеклодув, трубочист.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Почему эти слова состоят из 2 слов?
Современные названия профессий: Врач-кардиолог,
                                                            
                                    
слесарь-механик, водитель-инструктор, химик-теоретик, переводчик-синхронист, ученый-полярник, 
 вор-рецидивист, вор – карманник, вор
                                    – домушник. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Задание 4.
Распредели слова в 2 столбика: 
 1- названия транспортных
                                                            
                                    
средств, 
 2- названия приборов и механизмов. 
Автомобиль, вездеход, вертолёт,
                                    дырокол, кофемолка, ледоруб, луноход, микроскоп, мышеловка, паровоз, пароход, пылесос, самовар, самокат, самолёт, самосвал, снегоход.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Задание 5.
Придумайте шутливые названия приборам, которые вы хотели бы изобрести.
                                                            
                                    
Названия должны состоять из сложных слов. Расскажи инструкцию, как и для
                                    чего они используются.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Задание 6.
Распределительный диктант
записать в 2 столбика слова по способу 
образования.
 1. Существ.,
                                                            
                                    
образованные сложением целых слов. 
2. Существ., образованные сложением основ
Вездеход, выставка –
                                    продажа, подснежник, самокат, кафе – ресторан, пароход, пришкольный.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23 Для продвинутых
Определи способ образования слов: паровозик, самолетик 
 (паровоз
                                                            
                                    
+ ик), (самолет + ик).
 Поставь слова в родительный падеж:
Ракетоноситель
Ракета – носитель
Ракетоносителя,
                                    ракеты - носителя
Верно ли определен способ образования слова?
Мышь + ловить = мышеловка 
Мышь + ловить + к = мышеловка 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Рефлексия
Знаю все правила, умею применять их на практике.
Не все запомнил
                                                            
                                    
в теории, но смогу работать практически.
Мне еще надо поработать
 над
                                    этой темой.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Домашнее задание
Задание: прочитайте утверждения и отметьте 
те, которые отражают ваше состояние
                                                            
                                    
и вашу работу на уроке.
- Узнал новый способ 
- Активно работал 
-
                                    Было трудно 
- Было интересно 
- Было легко
Почему? Напиши сочинение – рассуждение «Почему на данном уроке мне было … (трудно, интересно, легко…)?»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Образование слов с помощью сложения. 
   При сложении
                                                            
                                    
целых слов склоняются обе части сложного слова: ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ,
                                    ракетЫ-носителИ. При сложении основ первая часть изменяется: плащ-палатка, (в) плащ-палатке. Иногда соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть, например : пластмасса. Часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово. Стенгазета (от словосочетания стенная газета). Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент). ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности). 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Суффикс -Л- в формах глагола прошедшего времени (узнал, прочитал...) тоже является
                                                            
                                    
не словообразующим, а формообразующим. При словообразовательном разборе, например, глаголов узнал, прочитал, надо
                                    учитывать этот факт и с полным правом считать способом образования таких глаголов не суффиксальный, а приставочный: узнал от знал(знать); прочитал от читал(читать)
2. Одно и то же производное слово может соотноситься с двумя различными производящими основами. Это часто касается слов с приставкой БЕС- (БЕЗ-). Так, например, слово безболезненный можно рассматривать как образованное приставочным способом ( безболезненный от болезненный) и как соотносительное с предложно-падежным сочетанием без болезни. т.е. приставочно-суффиксальным.
Не путать: паровозик (паровоз + -ик-), самолетик (самолет + ик).
Знаете ли вы?
Слово СПАСИБО получилось из словосочетания спаси Бог! (выражение благодарения) соединением основ и усечением конечного согласного.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Возможность интерпретации может быть ограничена довольно строго, а может остаться
                                                            
                                    
неоднозначной и неопределенной. То, какой выбор будет сделан — конкретное
                                    направление или полная неопределенность, — зависит от намерений рассказчика, от результата, которого он хочет достигнуть, используя притчу (Оуэн, 2002).
Как вы считаете, о чем эта притча? 
Эта притча о том, что мы мыслим стереотипно. Если на нашем пути встречается дракон, то мы, опираясь на известные нам сказки, вспоминаем, что он — враг. А с врагом надо биться. И мы бьемся насмерть. А ведь этот дракон на нашем пути может оказать нам важную услугу. Заметьте — добрую услугу. Стоит только дракона об этом попросить. Но нет, нам нужно в бой!
Эта притча о том, что мы не умеем договариваться с теми, кто не похож на нас, кто нам по тем или иным причинам не нравится. Мы думаем: «Ага, он не такой, как я, значит, он — враг». И мы вступаем с ним, таким на нас непохожим, в поединок. Зачем?
Подобного рода интерпретаций может быть сколь угодно. Но только одна версия — ваша версия, которую вы принимаете душой и сердцем, — будет верна. Потому что она — ваша!
 
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 29 Урок проводится группами
 Проектируемый результат
Активные знания
Практические умения и навыки
Оценки и рейтинги
Самоутверждение
                                                            
                                    среди своих
Технические средства
Компьютеры, видео, интернет
проекторы, экраны
Раздаточный материал
Учебники, материал из интернета
Связь
                                    с литературой
Связь с другими явлениями и случаями
Увязывание знаний с жизнью взрослых
Увязывание знаний с обществом
Увязывание с прошлым и будущим
3-минутные тесты на активную эрудицию
Соревновательность
В конце урока ученики аплодируют себе и учителю
Иллюстрации
Видеоклипы
Таблицы
Картинки
Домашние задания
Регламентированные, дозированные
Самостоятельная работа 
Риторические и «детские» вопросы от детей - Отвечают другие ученики
Задание кому-то на дом
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Интерактив: сколько говорят дети, и сколько учитель
Дети – 80 %,
                                                            
                                    учитель – 20%
Структура урока
Постоянное переключение внимания
Технологии
Ученики командами
Ученики самостоятельно
 Акселеративные паузы
3-5 минут
                                    (песни, речёвки, зарядка)
 Акцент на развитие не только коэффициента интеллекта IQ, но и эмоционального коэффициента EQ, а также лидерского коэффициента LQ.
Пропорция учебной информации: 80% - учить тому, что известно, и 20% тому, что неизвестно или проблемно.
Смекалка
Задания на время
Социализация (взаимопомощь и т.п.)