Слайд 1 Ономастическое пространство романа
Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»
Выполнила: воспитатель
Детского дома
№ 20
Букакина Т.П.
Слайд 2Цели:
выявление особенностей функционирования имён собственных в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание», определение их места в ономастическом пространстве романа.
Задачи:
охарактеризовать специфику имён собственных как лингвистической единицы, установить принципиальное отличие имён собственных от имён нарицательных,
рассмотреть антропонимы и топонимы в историческом и функционально – семантическом аспекте,
описать специфику литературной ономастики,
выявить и установить место антропонимов и топонимов в ономастическом пространстве текста романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» .
Слайд 3Имена собственные – это такие слова, которые называют индивидуальные предметы,
входящие в класс однородных, однако сами по себе не несут
какого-либо специального указания на этот класс.
Имена собственные
Антропонимы Топонимы
имя, гидронимы,
отчество, ойконимы,
фамилия, оронимы,
псевдоним, космонимы,
прозвища. урбанонимы
Слайд 4Литературные антропонимы –
имена, созданные самим автором и в той
или иной степени характеризуют персонаж.
Карпенко М.В.
Стилистическая функция литературных антропонимов накладывается на их знаковую функцию, а их контекстуальное значение - на объективно заложенную в имени информацию.
Слайд 5Ономастическое пространство художественного произведения –
это совокупность всех поэтонимов
(имена собственные в художественном тексте), которые имеются в художественном произведении.
Функции поэтонимов:
идентифицирующая
художественно – стилистическая
функция дифференциации
Слайд 6Виды урбанонимов в романе:
агоронимы( названия площадей)
«
Близость Сенной(площади), обилие известных заведений…»
годонимы(названия улиц, переулков, бульваров)
«…которую нанимал от жильцов в С-м переулке(Столярярном переулке)»,
«…к преогромнейшему дому, выходившему одною стеною на канаву, а другою в – ю улицу
(Садовая или Гороховая улицы)»,
«…проходил же он тогда по К – му бульвару (Конногвардейскому бульвару)»
3. эмпоронимы (названия магазинов,увесилительных заведений)
« - Ну вот! А третьего дня, в « Гамбринусе», три партии сряду взял у вас в биллиарде…»
хоронимы городские (имена парков, районов, кварталов)
« Проходя мимо Юсупова сада…»
« …ночевал на Песках…у коломенских»
« Ну, а прежнюю квартиру, - помню только. Что у Пяти Углов, - Харламова дом…»
экклезионимы (названия соборов, храмов)
« Купол Исаакиевского собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше…»
Слайд 7Типы антропонимических « формул» в тексте романа Ф.М.Достоевского:
только имя
: Миколка, Афрасиньюшка, Настасья, Федосья и т.д.
« имя +
отчество» : Порфирий Петро-вич, Катерина Ивановна, Никодим Фомич, Дарья Францевна, Лизавета Ивановна, Алёна Ивановна и т.д.
« имя + отчество + фамилия» : Авдотья Романовна Раскольникова, Родион Рома-нович Раскольников, Софья Семёновна Мармеладова, Пётр Петрович Лужин и т.д.
только фамилия : Заметов, Зосимов, Кох, Капернаумов, Теребьев, Закладчиков, Свидригайлов и т.д.
Слайд 8Родион Романович Раскольников
« розы покупающий»
« родной»
«родимый»
« раскол родины»
«намёк на династию
Романовых»
«раскол в сознании
героя»
Звуковой фон:
« РО – РО – РА» - эффект рокота, бунта
Слайд 9 Фамилия Раскольникова впервые возникает во время его первого визита
к старухе – процентщице
« – Раскольников, студент, был у
вас назад тому месяц»
имя главного героя возникает впервые на страницах письма матери
« Милый мой Родя...»
Таким образом, введя сначала персонаж, а после его фамилию в ситуации, когда главный герой «пришёл делать пробу своему предприятию», Достоевский подчёркивает внутренний психологический надлом героя, « раскол» между ним и людьми. Имя возникает в атмосфере любви, в письме из дома.
Частота употребления
Раскольников Родя
491 82
Слайд 10Сонечка( Софья) Мармеладова
«
мудрость»
« разумность»
«сладости,
комфорта»,
Софья – Сонечка – диминутивная форма имени
Частота употребления
Соня( Сонечка) Софья Семёновна
293 61
(частота употребления в романе 161 раз)
Звуковой ряд « др», « гайл» - сложное
сумбурное, режущее слух
В романе отсутствует имя и отчество персонажа в речи других героев романа, и присутствует только фамилия. Для русского сознания привычно употребление формулы обращения « имя + отчество + фамилия». Поэтому, употребление только фамилии воспринимается как нечто чуждое, отталкивающее, человек предстаёт без своих родовых корней, без души.
«И эта низкая, оскорбляющая всякое человеческое достоинство, ползающая, вечно пресмыкающаяся личность … ».