Слайд 1Описание природы.
Зима.
Лебедева Н.Г., учитель русского языка
МОУ «Усть-Уйская сош»,
2011
Слайд 2Цели:
совершенствование навыков работы с художественным текстом,
умения вычленять элементы описания,
представленные художественными
средствами языка.
на основе примеров художественных текстов создать собственные
пейзажные зарисовки, описания природы зимой.
воспитывать любовь к природе.
Лебедева Н.Г.
Слайд 3Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью
он блестит.
Ф.И.Тютчев
Слайд 71) Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц
гонялся за
зайцем. День сверкал от зари до зари. Среди дня солнце
значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассыпались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетала и сверкала на солнце искорками. Мы возвращались домой, любуясь неповторимыми красками природы.
Слайд 82) Бесценное наше сокровище – леса.
Чтобы сохранить это богатство,
необходимо
соблюдать правила поведения в природе.
Во-первых, не рубить и
не ломать кустарники.
Не рвать дикорастущие цветы, в противном
случае они исчезнут с лугов, из лесов и водоёмов.
Во-вторых, беречь лес от пожара. Не разводить
на территории леса костров.
В-третьих, не разорять гнёзда птиц, норы животных.
Итак, соблюдая все эти правила, мы
сохраним лес для наших потомков.
Слайд 93) Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло,
что только вот не тает. Деревья окружены сияющим,
белым снегом,
ели повесили громадные тяжелые лапы,
березы склонились и некоторые даже согнулись макушками
до самой земли и стали кружевными арками.
Так вот и у деревьев, как и у людей: ни одна ёлка не
склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится,
а береза чуть что – и склоняется.
Ель царствует в своей величавой красе, а береза плачет
в лучах солнечного света.
Слайд 10Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса.
Какое великолепие
и спокойствие!
Над глубокими, свежими и пушистыми снегами,
завалившими чащи
елей,- синее огромное и удивительно снежное небо.
Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в январские
морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором.
Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень
совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже
играет золотистый солнечный свет. Ветер качнул верхнюю веточку г
усто-зелёной ели, и с неё густо посыпалась и стала медленно опускаться
радужная снежная пыль, похожая на маленькие звёздочки.
Никого не оставит равнодушным такая красота!
Слайд 11ЭПИТЕТ - определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Художественные средства
СРАВНЕНИЕ –
сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один с
помощью другого
Слайд 12Лексическое значение:
Глубокий – имеющий большую глубину.
(глубокий снег)
Бездонный – не имеющий
дна, чрезвычайно глубокий.
(бездонное небо)
Слайд 13Тема текста: Утро в лесу.
Основная мысль: «Какое великолепие и спокойствие»
Тип
речи: описание, т.к. даётся описание признаков предметов и явлений. В
данном тексте описание леса зимой.
Художественные средства языка:
эпитеты – «золотистый свет», «снежное небо», «пушистые снега», «радужная пыль»;
сравнение – словно «маленькие звёздочки»
Слайд 16В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота!
Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________,
как_______.
_____ ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела
_______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на _______.
На ________ поверхности появились ________ узоры.
Слайд 17 В зимнем лесу
В зимнем лесу под
огромными пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья
оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка- ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры.
Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в столб солнечного света.
Слайд 19ИСТОЧНИКИ:
http://images.yandex.ru/
http://mirgif.com/animacii-zima.htm
(Е.И.Никитина «Развитие речи»
с.68, упр. 79
4. Зима в изображении русских
поэтов
и писателей