Разделы презентаций


Из чего строятся слова? 5 класс

Содержание

Меня зовут МОРФЕМАСлова сделаны из своего “строительного”материала«Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ.Их четыре:ПриставкаКореньСуффиксОкончание. Каждая из них вносит в слово свою часть смысла- «смыслиночку».И получаются интересные и выразительные слова.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Из чего строятся слова?
Урок по теме «Морфемика» в 5 классе.

Учитель МОУ «СОШ села Ириновка Новобурасского района Саратовской области» Агишева

И.Л.
Из чего строятся слова?Урок по теме «Морфемика» в 5 классе. Учитель МОУ «СОШ села Ириновка Новобурасского района

Слайд 2Меня зовут МОРФЕМА
Слова сделаны из своего “строительного”
материала
«Строительные блоки» для слов

называются МОРФЕМАМИ.
Их четыре:
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание.
Каждая из них вносит в слово свою

часть смысла- «смыслиночку».И получаются интересные и выразительные слова.



Меня зовут МОРФЕМАСлова сделаны из своего “строительного”материала«Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ.Их четыре:ПриставкаКореньСуффиксОкончание. Каждая из них вносит

Слайд 3Возьмем корень –ш-, который обозначает движение.
К нему прибавим суффикс -л-,

который в глаголах обозначает прошедшее время.
Добавим окончание –и-.
Соединив морфемы, получим

слово ШЛИ.
Добавим в игру приставки и получим целый
«дорожный рассказ»:
вышли, пошли,
перешли, обошли,
пришли.

Приставкины «смыслиночки»

Возьмем корень –ш-, который обозначает движение.К нему прибавим суффикс -л-, который в глаголах обозначает прошедшее время.Добавим окончание

Слайд 4«Смыслиночки» суффиксов
Суффиксы из одних слов делают другие.
Из слова УЧИТЬ суффиксы

могут сделать и
УЧИТЕЛЯ,и УЧЕНИКА,
И УЧИЛИЩЕ, и УЧЕНИЕ.

«Смыслиночки» суффиксовСуффиксы из одних слов делают другие.Из слова УЧИТЬ суффиксы могут сделать и УЧИТЕЛЯ,и УЧЕНИКА,И УЧИЛИЩЕ, и

Слайд 5Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки.
Например,показывать, большой предмет

или маленький, симпатичный или неприятный.
Маленьким, симпатичным существам дают названия с

суффиксами –ат(а) – ят(а).
ЗАЙЧАТА,КОТЯТА,ТИГРЯТА.
Больших,грозных называют
ЗАЙЧИЩЕ,КОТИЩЕ,ТИГРИЩЕ.
Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки.Например,показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или неприятный.Маленьким, симпатичным существам

Слайд 6А бывают суффиксы- «дразнилки».
Например,если вас обзовут словом,которое оканчивается на –ЮГА,вы

рассердитесь и скажете, что вы не жадюга,не хитрюга и тем

более не зверюга.
А бывают суффиксы- «дразнилки».Например,если вас обзовут словом,которое оканчивается на –ЮГА,вы рассердитесь и скажете, что вы не жадюга,не

Слайд 7


Знаете ли вы, что…
…очень редкий суффикс –жды ( он встречается

в словах дважды, трижды, четырежды) когда-то был не суффиксом, а

целым словом? До 14 века в письменных памятниках встречалась только форма дъвашьды, которая получилась в результате слияния двух слов: дъва и шьды – это означало приблизительно «два шага». Строго исторически мы должны бы писать «двашды», но ш перед д озвончилась, в результате шд превратилось в жд. И теперь в словах дважды, трижды мы выделяем суффикс –жды.
Знаете ли вы, что……очень редкий суффикс –жды ( он встречается в словах дважды, трижды, четырежды) когда-то был

Слайд 8«Смыслиночки» окончаний




Окончания тоже вносят свой вклад в смысл слова.
Они

сообщают нам, сколько предметов – один или много:

ДОМ – ДОМА
С помощью окончаний образуются различные формы слова.
Окончание – значимая изменяемая часть слова.
Например,о слове, у которого окончание – яя, можно сказать, что это слово- прилагательное, употреблено в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода.
«Смыслиночки»  окончаний Окончания тоже вносят свой вклад в смысл слова.Они сообщают нам, сколько предметов – один

Слайд 9Смотри в корень!
У слов самое важное -корень.Это самая главная
часть слова,

которая несёт самый главный смысл.
Корень берёт на свои плечи

самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются родственными, или однокоренными.
Поразмышляем над словом родник.
Родник родит реку, а река течёт через всю родину, кормит народ. Все эти слова имеют общий смысл и общую часть –род-.
В слове народ выделяется корень народ, но по
происхождению это слово связано
со словом род.

Смотри в корень!У слов самое важное -корень.Это самая главнаячасть слова, которая несёт самый главный смысл. Корень берёт

Слайд 10Много ли родственников у кольчуги?
В старину в русском языке было

слово коло- «колесо,круг».
С ним по своему происхождению связано слово кольчуга

и много других слов.
Например,около,колобок,колбаса,кольцо,ко-лесо, окольный ( путь),кольчуга.

Много ли родственников у кольчуги?В старину в русском языке было слово коло- «колесо,круг».С ним по своему происхождению

Слайд 11Где же хранятся слова?
Для хранения слов люди создали словари.
Словари бывают

разные.
Чтобы узнать, как пишутся слова, мы смотрим в орфографические словари.
Если

хотим уточнить значение слова,обращаемся к толковым словарям и словарям иностранных слов,вошедших в русский язык.
О происхождении слов рассказывают этимологические словари.
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова объяснены значения более чем 85 тыс. слов.
17-томный Словарь современного русского литературного языка содержит 120 480 слов.
Результатом жизни Владимира Ивановича Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором автор очень интересно и подробно объясняет, что обозначает каждое слово.
Где же хранятся слова?Для хранения слов люди создали словари.Словари бывают разные.Чтобы узнать, как пишутся слова, мы смотрим

Слайд 12Эта занимательная этимология
Этимология – наука о происхождении слов.
Этимология тесно связана

со строением слова.
Этимология рассказывает о том, как срастаются друг с

другом разные морфемы, например, корень с суффиксом, образуя новые корни, из которых вырастают новые слова.
Этимологию любят и взрослые, и дети. Да и кому не захочется узнать, почему ведьма называется ведьмой, медведь-медведем, а невежда – невеждой? Все эти слова произошли от одного глагола ведать, то есть «знать».
Ведьма – «знающая, знахарка»; медведь – «зверь, который ведает мёд»; невежда – « мало знающий человек».
Для школьников есть специальный словарь, в котором даётся этимология многих слов. Он написан писателем Л.Успенским и называется «А почему не иначе?»
Эта занимательная этимологияЭтимология – наука о происхождении слов.Этимология тесно связана со строением слова.Этимология рассказывает о том, как

Слайд 13Использованная литература:
Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко «Секреты орфографии».
В.А.Иванова, З.А.Потиха «Занимательно о русском языке».
И.А.Громов

«Словообразование для всех».

Использованная литература:Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко «Секреты орфографии».В.А.Иванова, З.А.Потиха «Занимательно о русском языке».И.А.Громов «Словообразование для всех».

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика