Слайд 1Применение модульной технологии на уроках русского языка
(из опыта преподавания Программы
по семи модулям Кембриджского университета)
Сарсекова Бибигул Кадыровна,
учитель русского языка и
литературы
Слайд 2Разум, однажды расширивший свои границы,
никогда не вернётся в прежние.
А. Энштейн
Слайд 3Учитель призван совершать чудеса. Их ждут от него ученики. И
это происходит, если смоделированы такие условия, при которых личность ребёнка
получает наибольшее развитие.
Традиционная система обучения основана на передаче готовых знаний, что не всегда способствует успешному их усвоению, развитию глубокого понимания, взаимодействию с уже имеющимися.
Задачи, стоящие перед учительством сегодня, предполагают развитие способностей человека, стремление его к самообразованию, установление связей сотрудничества учителя и ученика с целью создания благоприятного эмоционального фона для решения воспитательных, образовательных задач. Народная мудрость гласит: «Если тебе дали одну рыбку, ты будешь сыт один день, если две, то два дня, а если тебя научат ловить рыбку, ты будешь сыт всю
Слайд 4Психологии утверждают, что успехи человека зависят, по меньшей мере, от
12 различных типов интеллекта: сенсорного (развитие ощущений, представлений, воспоминаний), интуитивного
(умение составлять план действий, глубоко исследовать проблемы), логического, вербального (умение общаться устно и письменно), пространственного (координация движений, глазомер, чувство времени), личностного (умение управлять собой, способность к реализации успеха), музыкального (ритмичность, гармония), психофизического (связь разума и тела), социального (способность устанавливать контакты с людьми), технического (компьютерная грамотность), визуального (быстрое восприятие идей и текстов), творческого (генерация свежих идей, отсутствие инерции).
Слайд 5. Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» содержит конструктивистские
подходы, основанные на идеях когнитивной психологии, то есть знания для
себя ученик добывает и конструирует сам. Это возможно при создании демократической атмосферы в классе, когда ученики проявляют инициативу в обучении, когда у них есть возможность в учебной деятельности общаться друг с другом, принимать решения, смело высказывать их.
Слайд 6 Важное значение имеет постановка вопросов, употребление глаголов, выражающих:
1 Оценку
чего-либо: судить, ценить, выбирать, расценивать, определять, подсчитывать, измерять, осуждать…
2 Синтез
чего-либо: формулировать, обучать, разрабатывать, развивать, переопределять, предлагать, создавать…
3 Анализ чего-либо: отличать, дифференцировать, рассчитывать, оспаривать, относить, сравнивать, экспериментировать, противопоставлять, изучать…
4 Применение знаний: демонстрировать, назначать, выполнять, очерчивать, применять, использовать, заниматься…
5 Понимание темы: пересматривать, идентифицировать, обсуждать, располагать, признавать, объяснять, рассказывать, прояснять…
6 Знание темы: вспоминать, определять, утверждать, перечислять, повторять, называть, рассказывать, представлять, находить…
Эта таблица должна быть настольной у учителя, ибо такая постановка вопросов будит мышление, вызывает ассоциативные связи.
Слайд 7Программа 7 модулей основана на ключевой идее - обучение через
диалог. Учащимся нравится работать в группах. Анализируя анкеты, я обнаружила
следующее: 66 % учащихся отмечают, что во время уроков слушали своих товарищей, 52 % отметили, что стали внимательнее, многое запомнили на уроках, много думали, 62 % учеников отметили, что время на уроке проходит быстро. Такие отзывы радуют, понимаешь, что ученики изменились благодаря новым подходам в преподавании и обучении, они ценят помощь друга, подсказку, активно участвуют в учебном процессе.
Слайд 8«Обучение критическому мышлению». В рамках обучения критическое мышление включает сбор
информации, систему доказательств, выводы, применение идей на практике. Основой данного
метода является креативность. Креати́вность (созидательный, творческий) — творческая способность индивида, характеризующаяся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящих в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.[7] Согласно идее американского психолога Абрахама Маслоу[3], креативность — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
Слайд 9.«Оценивание для обучения и оценивание обучения»: формативное оценивание - оценивание
для обучения, суммативное – оценивание обучения. Данная концепция получила известность
в 1999 году, когда Группа Реформы Оценивания из Великобритании опубликовала брошюру под названием «ОдО»[10]. Они выразили свою идею в форме взаимодополняющего круга: постановка целей – взаимодействие – сбор данных о достижениях - выводы – обратная связь с каждым учеником. И так до бесконечности. Согласно критериям «Группы Реформы Оценивания», формативное оценивание должно быть одним из основных видов деятельности на уроке, направленное на самосовершенствование
Слайд 10использования информационно-коммуникативных технологий.
Кроме педагогических знаний, учитель должен владеть ещё и
технологическими, знаниями о вспомогательных средствах преподавания: использование интерактивной доски, тестирование
на компьютерах, использование электронной почты, видео. Использование ИКТ в учебном процессе повышает мотивацию обучения. Педагог К.Д.Ушинский утверждал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Учитель математики Ленивкина Е.А. в статье «Использование ИКТ в учебном процессе»[12] приводит факт: «По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации».
Приоритеты ИКТ неоспоримы: это и развитие мышления, логики, саморегуляция индивидуальной и культура познавательной деятельности, экономия времени, автоматизация процессов.
Слайд 11. Модуль «Управление и лидерство в обучении» предполагает дальнейшую рефлексию
учителей по внедрению на практике «Программы семи модулей».
Американский поэт Уолт
Уитмен относительно роли личности в обществе сказал следующее: «Единственная вещь в мире, которую мы способны изменить, - это мы сами, и в этом заключается наш единственный шанс изменить мир». Это высказывание я встретила в книге А.А.Бизяевой[8] «Психология думающего учителя», в которой автор размышляет об учителе, способном на рефлексию, утверждая, что у каждого должно быть зеркало заднего вида, чтобы учитель мог неспешно анализировать события прошлого.
Слайд 12Завершая своё размышление о «Программе семи модулей», в который раз
убеждаюсь, что «учитель – вечный ученик своей профессии», по словам
Д Дьюи[9]. Учителю необходимо возрождаться, потому что он находится в постоянном взаимодействии с молодежью и должен шагать в ногу со временем. И данные приёмы и методы обучения дают ему возможность намного улучшить педагогическую практику обучения, отойти от стереотипов, стать лидером в педагогическом сообществе.