Слайд 2Формулировка задания
Среди предложений 21–26 найдите сложные, в состав которых входит
односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.
Слайд 3(21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце
полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя
взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»
Слайд 4Пояснение.
Безличное - вид односоставных предложений с главным
членом сказуемым. В безличном предложении нет и не может быть
подлежащего и к сказуемому не может быть задан вопрос КТО? ЧТО?
21. "...на солнце полуденное в тысячу раз ЛЕГЧЕ ГЛЯДЕТЬ..." (вопрос КТО? ЧТО? не задать, следовательно, односоставное безличное).
22."Зажмурился (КТО?) , а принял (КТО?)..." (Вопрос задать можно, подлежащее подставить можно (Я зажмурился, я принял), следовательно, не безличное)
23. Основы:"Держу (КТО? - Я держу)..., ношу (КТО?- Я ношу)..., велю (КТО? -Я велю), если ЧТО СЛУЧИТСЯ (двусоставное)
24. Односоставных нет
25. Простое предложение (см. условие: ищем сложное)
26. И не знаю (КТО? -Я), Поленька, ХВАТИТ ЛИ (КТО? ЧТО?) всей моей жизни тот подарок оплатить...(ко второй основе вопрос подлежащего не подходит, значит предложение односоставное безличное)
Ответ: 21, 26|26, 21
Слайд 5Что требуется знать
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды предложений по наличию
главных членов: двусоставные и односоставные.
Слайд 6Назывные
Имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают
о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем.
Важно!
Назывные предложения могут быть распространены только определением, как согласованным, так и несогласованным. Если в предложении присутствует обстоятельство или дополнение, оно не может быть назывным.
Например: В углу письменный стол (двусоставное. Неполное)
Слайд 7Главный член предложения - сказуемое
Если в предложении один главный член
сказуемое, следует определить в каком лице оно стоит.
Слайд 8Определенно-личное
Сказуемое выражено глаголом, стоящим в 1 или во 2 лице
единственного и множественного числа в настоящем и будущем времени (
по смыслу можно подставить одно из личных местоимений Я,ТЫ,МЫ, ВЫ.
Люблю грозу в начале мая. - (Я) люблю грозу в начале мая. – предложение определенно- личное
Слайд 9Неопределенно-личные
Действие, выраженное формами сказуемого, относится к неопределенному лицу.
В
дверь постучали. (Кто постучал?)
Сказуемое выражается:
Глаголом 3 лица
множественного числа настоящего или будущего времени. (Вас ждут в аудитории)
Слайд 10Глаголом множественного числа прошедшего времени. (Тебе передали книгу)
Глаголом в условном
наклонении. (Если бы меня спросили, я бы ответил согласием)
Слайд 11Безличные
При глаголе нет и не может быть подлежащего.
Надо
быть вежливыми по отношению к старшему поколению. ( можно подставить
местоимения МНЕ,ТЕБЕ,ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ)
Слайд 12Безличными являются предложения со сказуемым, выраженным словом НЕТ
(У меня
нет друзей).
Сказуемое в безличных предложениях выражены безличным глаголом в форме
3 лица единственного числа настоящего или будущего времени или в форме среднего рода прошедшего времени.
Слайд 13Обобщенно-личные
Глагол может стоять в любом лице. Обобщенно-личные предложения содержат информацию,
важную для всех, всегда и везде. (По газонам не ходят.
Белок из рук не кормят. Каких только птиц не увидишь весной)
Пословицы и поговорки являются обобщенно-личными предложениями. (Цыплят по осени считают)
Слайд 14Алгоритм
Выделите грамматическую основу
Чем выражен главный член
Если выражен существительным и в
предложении нет ни дополнения, ни обстоятельства – это предложение назывное
Если
выражен глаголом, воспользуйтесь приемом подстановки.
Слайд 15Задания
1. Среди предложений 14—20 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите
номер этого простого предложения.
(14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько
же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления.(17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.
(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем.
Слайд 162. Среди предложений 10—14 найдите простое безличное предложение. Напишите номер
этого предложения.
(10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь
профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11)Обычная теперь для него среда — товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».
(14)Нужно в жизни жить, работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим.
Слайд 173. Среди предложений 10—19 найдите сложные, в состав которых входит
односоставное безличное предложение. Напишите номера этих сложных предложений.
(10)Всюду языковое разноцветье.
(11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?
(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.
Слайд 184. Среди предложений 5—9 найдите сложное предложение, в состав которого
входит безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
(5)Изменилось лицо страны, когда
все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.
(6)Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.
(7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть?
Слайд 195. Среди предложений 33—39 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите
номера этих предложений.
(33)К сожалению, сейчас появилось много художественных произведений весьма
невысокого художественного уровня. (34)Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (35)Воспитывать вкус можно на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. (Зб)Главное — научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (37)Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (38)Поэтому — не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (39)Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.
Слайд 21
http://rus.reshuege.ru/test?theme=235