Слайд 1ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Урок русского языка подготовлен учителем русского языка и
литературы МБОУ СОШ № 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Слайд 2Цель
Дать определение литературного портрета, знать о возможных приёмах при
изображении литературного героя.
Развивать навыки самостоятельного описания внешности человека.
Воспитывать в себе
на примерах литературных и реальных героев положительные качества характера.
Слайд 3Лингвистическая разминка
Составьте словосочетания с причастиями, родственными следующим глаголам:
Опаздывать, привинтить, ознакомиться,
читать, бегать, бежать, решить, решать.
Образец: опаздывать – опаздывая на урок
Слайд 4Понаблюдаем вместе
Что изображено на картине?
Как одним словом это назвать?
Перед нами
художественный ПОРТРЕТ
Слайд 5Толковый словарь
Портрет - изображение внешности, черт лица, одежды.
Литературный портрет - изображение внешности,
черт лица, одежды в совокупности с особенностями поведения, манерой держаться,
жестами, мимикой, чертами характера и миром душевных переживаний
Слайд 6Понаблюдаем вместе
Прослушайте текст.
- Обязательно ли использовать всё перечисленное при изображении
литературного героя?
- Через поступки героя раскрывается его портретная характеристика. Приведите
примеры из литературных произведений.
- Какими из перечисленных способов не могут пользоваться художники?
- Вспомните, какие элементы внешней характеристики может дать автор?
Слайд 7Понаблюдаем вместе
-Какие элементы внешней характеристики использованы В.Г.Короленко при изображении мальчика?
«Это
был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как
тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над черными задумчивыми глазами».
-Только ли представление о внешнем облике героя может дать описание его внешности? Узнаём ли мы что-нибудь из него, скажем, о жизни мальчика? Докажите своё суждение примерами из текста.
- Можем ли мы по этому описанию судить об отношении автора к своему герою?
Слайд 8Сделаем выводы
Выражение отношения к своему герою мы видим и в
произведениях искусства, в частности портретной живописи.
Деловое описание отличается от художественного.
Слайд 9Сделаем выводы
- Каким требованиям должно отвечать деловое описание внешности
человека?
- Тексты какого стиля мы создаём в таких случаях?
Вывод:
в описании внешности человека необходимо отметить самое яркое, особенное, индивидуальное. Это может проявляться в том, как человек ходит, сидит, работает и т.д.
Слайд 10Понаблюдаем вместе
- А теперь попробуйте сами составить деловое описание пропавшего
мальчика.
Устроит ли дежурного милиционера такие, к примеру, сведения:
«Он маленький.
У него светлые кудрявые волосы, озорные глаза. На нём надеты белые носки, брюки и новый свитер. Он ест мороженое « эскимо». Когда он говорит, то немного картавит букву « р »» ?
Слайд 11Понаблюдаем вместе
С чего мы начинаем описание внешности? Обычно с лица
человека. Не даром существуют выражения потерять лицо, не потерять лица,
не ударить лицом в грязь. Именно лицо прежде всего говорит о человеке.
А что главное в лице? Глаза. Их не зря называют зеркалом души. По ним можно определить характер человека, его настроение и даже его намерения.
Важную роль в описании внешности имеет фигура.
Многое о человеке скажет вам его одежда.
Мимика, жесты, манера говорить тоже имеют важное значение.
Слайд 13Рассмотрим картину
Упр. – 93.
Рассмотрите картину В.И.Хабарова «Портрет Милы».
Попытайтесь устно
описать ее.
Слайд 14Сделаем вывод
Что вы узнали сегодня нового для себя?
Какую роль играет
литературный портрет в произведении?
Всегда ли так необходимо использовать все известные
приемы при изображении персонажа ?
Чем отличается деловое описание внешности человека?
Что вы считаете важнее для себя: внешние данные или внутренние? Всегда ли безупречный вид и привлекательная внешность говорят нам о душевном богатстве и нравственной чистоте человека?
Слайд 15Домашнее задание
Подготовиться к сочинению по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»