Разделы презентаций


Орфоэпические нормы

Содержание

Если бы я был царь, я бы издал закон, что читатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Орфоэпические нормы

Орфоэпические нормы

Слайд 2 Если бы я был царь, я бы издал закон, что

читатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить,

лишается права писать и получает 100 ударов розог
Л.Н.Толстой
Если бы я был царь, я бы издал закон, что читатель, который употребил слово, значение которого он

Слайд 3(от греч. оrthos – правильное, eros – речь) включает в

себя произношение безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения,

а так же постановку ударения. Сложилась в первой половине XVIII века.

Орфоэпия

(от греч. оrthos – правильное, eros – речь) включает в себя произношение безударных гласных, звонких и глухих

Слайд 5 Качественная редукция - это изменение тембра звучания гласного;(со[а]сна) количественная редукция

- это уменьшение его долготы и силы (трава).
Безударные гласные

Качественная редукция - это изменение тембра звучания гласного;(со[а]сна) количественная редукция - это уменьшение его долготы и силы

Слайд 6 В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а],

например: [а]зот, [а]бладать.
Безударные гласные

В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а], например: [а]зот, [а]бладать.Безударные гласные

Слайд 7 После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом

предударном слоге произносится как [а], например: ж[а]ргон, ш[а]гать. Но перед

мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э], например: ж[ыэ]леть, лош[ыэ]дей

Безударные гласные

После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а], например: ж[а]ргон,

Слайд 8 После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв

е и я произносится звук, средний между [и] и [э],

например: в[иэ]сна, ч[иэ]сы.

Безударные гласные

После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между

Слайд 9 В остальных безударных слогах на месте букв е и я

произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый знаком [ь], например:

в[ь]ликан, вын[ь]сти, п[ь]тачок, выт[ь]нуть.

Безударные гласные

В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый

Слайд 10 На месте сочетаний букв аа, ао, оа, оо в предударных

слогах произносятся гласные [аа], например: з[аа]сфальтировать, з[аа]дно, п[аа]нглийски, в[аа]бразить.
Безударные гласные

На месте сочетаний букв аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносятся гласные [аа], например: з[аа]сфальтировать, з[аа]дно,

Слайд 11 В конце слов и в их середине перед глухими согласными

звонкие согласные оглушаются, например: ястре[п], разбе[к], запа[т], бага[ш], тра[ф]ка, ска[с]ка.
Согласные

звуки
В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются, например: ястре[п], разбе[к], запа[т],

Слайд 12 На месте глухих согласных перед звонкими (кроме в), произносятся соответствующие

звонкие, например: [з]бежать, о[д] бросить, во[к]зал.
Согласные звуки

На месте глухих согласных перед звонкими (кроме в), произносятся соответствующие звонкие, например: [з]бежать, о[д] бросить, во[к]зал.Согласные звуки

Слайд 13 В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко.

Например: [з'д']есь, гво[з'д']и, е[с'л']и, ка[з'н'], ку[з'н']ец, пе[н'с']ия. Встречаются два варианта

произношения некоторых слов, например: [з'л']ить и [зл']ить, по[с'л']е и по[сл']е.

Согласные звуки

В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко. Например: [з'д']есь, гво[з'д']и, е[с'л']и, ка[з'н'], ку[з'н']ец, пе[н'с']ия.

Слайд 14 Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными, например: [д'в']ерь

и [дв']ерь, [з'в']ерь и [зв']ерь. Первые варианты звучат все реже.
Согласные

звуки
Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными, например: [д'в']ерь и [дв']ерь, [з'в']ерь и [зв']ерь. Первые варианты

Слайд 15 Двойным согласным буквам соответствует долгий согласный звук обычно тогда, когда

ударение падает на предшествующий слог, например: гру[П]а, ма[С]а, програ[М]а
Согласные

звуки
Двойным согласным буквам соответствует долгий согласный звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог, например: гру[П]а,

Слайд 16 Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные

произносятся без долготы, например: а[к]орд, ба[с]ейн, гра[м]атика.
Согласные звуки

Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы, например: а[к]орд, ба[с]ейн, гра[м]атика.Согласные

Слайд 17 В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, буква

о в безударном положении произносится четко: [о], то есть без

редукции: [о]тель, кака[о], ради[о]. Иногда допускается двоякое произношение: п[о]эт - п[а]эт, с[о]нет - с[а]нет и др.

Произношения
иностранных слов

В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, буква о в безударном положении произносится четко: [о],

Слайд 18 Перед гласным, обозначаемым буквой е, во многих иноязычных словах согласные

произносятся твердо: а[тэ]лье, ко[дэ]кс, ка[фэ], Шо[пэ]н. Чтобы не ошибиться, следует

заглядывать в словарь литературного произношения!

Произношения
иностранных слов

Перед гласным, обозначаемым буквой е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твердо: а[тэ]лье, ко[дэ]кс, ка[фэ], Шо[пэ]н. Чтобы

Слайд 19 Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах

единственного числа ударение на окончании, например: бинт - бинта, штрих

- штриха, зонт - зонта.

Литературные ударения

Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинт

Слайд 20 В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение

то на окончании, то на корне; ср.:
1) весна - весну,

нора - нору, стопа - стопу;
2) гора - гору, доска - доску, цена - цену, щека - щёку.

Литературные ударения

В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне; ср.:1)

Слайд 21 С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода

при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении:

на груди, на двери, в ночи, в сети, в чести.

Литературные ударения

С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на

Слайд 22 В родительном падеже множественного числа произносятся:
1) с ударением на основе:

местностей, почестей, прибылей;
2) с ударением на окончании: ведомостей, крепостей, новостей,

повестей, скатертей, четвертей.

Литературные ударения

В родительном падеже множественного числа произносятся:1) с ударением на основе: местностей, почестей, прибылей;2) с ударением на окончании:

Слайд 23 Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за

ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают

на себя предлоги на, за, под, по, из, без.

Литературные ударения

Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще

Слайд 24Например:
на: на воду, на ногу, на руку, на спину,

на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону,

на берег, на год, на дом, на нос, на ухо, на день, на два, на шесть, на сто;
за: за воду, за ногу, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ночь, за два, за шесть, за сто;

Литературные ударения

Например: на: на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на

Слайд 25под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под

вечер;
по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по

два, по сто, по двое;
из: из лесу, из дому, из носу, из виду;
без: без вести, без толку, без году неделя

Литературные ударения

под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;по: по морю, по полю, по лесу,

Слайд 26 Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода

ударение стоит на окончании:
брала, была, взяла, вила, вняла, врала, гнала,

дала, доняла, драла, жила, задала, заняла, звала, лила, нажила, наняла, начала, пила, плыла, поняла, прибыла, приняла, рвала, раздала, слыла, сняла, спала и др.

Литературные ударения

Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании:		брала, была, взяла, вила,

Слайд 27 У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе,

кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится

на окончание, например: взят - взята - взято - взяты; принят - принята - принято - приняты; продан - продана - продано - проданы; прожит - прожита - прожито - прожиты и т.д.

Литературные ударения

У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в

Слайд 28 В разговорной речи часто наблюдаются отступления от литературных ударений в

кратких формах прилагательных и причастий. Однако если вы вдруг засомневаетесь,

как правильно произнести - правы или правы, вспомните пушкинские слова:
В разговорной речи часто наблюдаются отступления от литературных ударений в кратких формах прилагательных и причастий. Однако если

Слайд 29Безумец я!
Вы прАвы,
правЫ!..

Безумец я! Вы прАвы, правЫ!..

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика