Слайд 1Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ
по русскому языку
Формулируем,
комментируем, аргументируем.
Слайд 2Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения,
исследования.
Философская
Нравственная
Экологическая
Социальная
Политическая
Слайд 32 способа формулирования проблемы:
1. Проблема чего:
Автор затрагивает проблему «отцов» и
«детей».
В тексте затрагивается проблема одиночества.
2. Формулировка в виде вопроса:
Вопрос
ответ проблема
(и НЕ уходить от ответа!)
Слайд 4Прокомментировать проблему:
К какой категории относится проблема?
Насколько она актуальна?
Как освещается в
художественной литературе?
На чём заостряет внимание автор?
Слайд 5Способы формулирования
позиции автора:
Внимание автора (философа, учёного, писателя) привлекает проблема…
. Автор убеждён в том, что…
Анализируя проблему… , известный …
приходит к выводу о том, что …
Рассуждения автора касаются проблемы... Позиция автора, заявленная открыто, заключается в том, что…
Проблема … волнует как …, так и … . Эту проблему в своём исследовании поднимает … . Автор формулирует собственное мнение о … , суть которого в том, что…
Слайд 6Как аргументировать свою позицию?
Спорить с автором – дело неблагодарное!
Структура текста-рассуждения:
Тезис
Аргументы
Вывод
Не менее 2-х аргументов (не более 3-х)!
Не дублировать аргументы!
К каждому
аргументу –пример!
Обязательно 1 аргумент на читательском опыте!
Основное правило аргументации:
по возрастающей
Слайд 7Типы аргументов
естественные
Ссылки на личный опыт
Опыт, значимый для общества
Художественная литература
Ссылка на
авторитет(цитата)- косвенной речью!
искусственные
К логосу К
пафосу
(разуму) (чувству)
Слайд 8Искусственные аргументы
К логосу
Рассуждения с дефиницей
Силлогизм
Энтимема
Аналогия
К пафосу
Желательные
(к обещанию) – общечеловеческие ценности
НЕжелательные (к угрозе) – социальные пороки
Слайд 9Рассуждение с дефиницей:
1 – нет, 2 – нет, 3 –
нет, 4 – вывод
Силлогизм:
Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно,
Сократ смертен.
Энтимема:
-если а, то в;
-если в, то с;
-следовательно, если а, то с.
Аналогия:
заблудился в лесу (выбор дороги)=неверно выбрал профессию(заблудился, не нашёл место в жизни)
Слайд 10Как смоделировать заключение?
Отклик:
Прочитав … , начинаешь с новой силой чувствовать…
Приём-цитата:
Привести
цитату
Комментарий цитаты и переход к тексту
Не затягивать!
Ещё раз подчеркнуть
проблему! (3 предложения)
Слайд 11Объём сочинения – 150-300 слов = лист А4 – 1,5
листа
Лишнего быть не должно!
Обязательно проверить ошибки!
Слайд 12План сочинения.
Вступление: время написания произведения (отрывка), сведения об авторе (если
они известны).
К1: формулировка проблемы (проблем), поставленной (поставленных) в тексте; или
размышление о теме, затронутой автором.
К2: комментарий к проблеме – характеристика актуальности проблемы, поднятой в тексте; пояснения по поводу заявленной проблемы, ваша интерпретация текста.
К3: анализ двух-трёх основных мыслей автора, изложенных в тексте, комментарий к ним; отношение автора к проблеме (героям).
К4: выражение собственного мнения, приведение аргументов (не менее двух), доказывающих вашу точку зрения или подтверждающих авторскую, или примеров.
Заключение: основные выводы.
Слайд 13Обязательны для сочинения:
Анализ исходного текста, а не представление мыслей по
тому или иному поводу;
Логика изложения мысли;
Связность изложения;
Доказательность;
Убедительное представление собственной точки
зрения, аргументация.