Разделы презентаций


Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Содержание

Часть А: - орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения); - лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики); - синтаксические нормы русского языка.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Трудные вопросы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Анашкина Анна

Ивановна



Трудные вопросы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку Анашкина Анна Ивановна

Слайд 2 Часть А:
- орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения);


- лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);


- синтаксические нормы русского языка.

Часть А:  - орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения); - лексические нормы

Слайд 3Часть В:
- средства связи в словосочетании;
- морфология современного русского

языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);
-

типы сложных предложений и их специфика;
- средства языковой выразительности.

Часть В:- средства связи в словосочетании; - морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы,

Слайд 4Часть С:
- композиционное оформление сочинения;
- логическое оформление сочинения (в

т.ч. абзацное членение);
- грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы

русского языка;
- теория аргументации
Часть С:- композиционное оформление сочинения; - логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение); - грамматические, лексические, синтаксические

Слайд 5Методика работы над частями А и В
1. Работа с теоретическими

сведениями
2. Алгоритм решения «задач» частей
А и В
3. Коллективные и

индивидуальные тренировки
4. Творческие задания


Методика работы над частями А и В 1. Работа с теоретическими сведениями2. Алгоритм решения «задач» частей А

Слайд 6Орфоэпические нормы (А1)
Правила, примеры на которое очень часто встречаются в
вариантах

ЕГЭ:
1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего

времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание:
сОздан – созданА – сОзданы.

2. Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского
рода ударение стоит на окончании:
отнЯть – Отнял – отнялА – Отняли




Орфоэпические нормы (А1) Правила, примеры на которое очень часто встречаются ввариантах ЕГЭ:1. Ударение в кратких формах прилагательных

Слайд 7Орфоэпические нормы (А1)

3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение
на

окончании:
глубокий – углубИть

4. Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает
с

местом ударения в исходном глаголе: обеспЕчивать – обеспЕчение
Орфоэпические нормы (А1)3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударениена окончании:глубокий – углубИть4. Место ударения в отглагольных

Слайд 8Слова, в которых выпускники чаще всего делают ошибки:
портфЕль, доцЕнт, медикамЕнты,

хозЯева, срЕдства, свЁкла, красИвее, звонИшь, облегчИл, нАчал, бралА, взялА, кОмпас,

киломЕтр, сантимЕтр, децимЕтр, рАпорт, каталОг, апострОф, баловАть, валовОй, вероисповЕдание, включИшь, вручИшь, гЕнезис, граждАнство, дефИс, диспансЕр, жалюзИ, завИдно, звонИшь, исчЕрпать, каучУк, мусоропровОд, намЕрение, обспЕчение, оптОвый, Отраслей, пАмятуя, по средАм, предвосхИтить, премировАть, принУдить, сирОт, сосредотОчение, столЯр, углубИть, украИнский, упорЯдочение, упрОчение, фенОмен, ходАтайство, христианИн, щавЕль

Слова, в которых выпускники чаще всего делают ошибки: портфЕль, доцЕнт, медикамЕнты, хозЯева, срЕдства, свЁкла, красИвее, звонИшь, облегчИл,

Слайд 9Глаголы:
гнал, гналА, гнАло, гнАли; зАдал, задалА, зАдало, зАдали;
нАчал, началА,

нАчало, нАчали; Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;
прИдал, придалА, прИдало, прИдали; брАлся,

бралАсь, бралОсь, бралИсь;
взят, взятА, взЯто, взЯты; нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;
прИнят, принятА, прИнято, прИняты; клал, клАла, клАло, клАли.

Глаголы:гнал, гналА, гнАло, гнАли;  зАдал, задалА, зАдало, зАдали;нАчал, началА, нАчало, нАчали; Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;прИдал, придалА,

Слайд 10Потренируемся!
А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный

звук?
1) зАнята
2) облегчИть
3) обеспечЕние
4) тортЫ

Потренируемся!А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?1) зАнята 2) облегчИть 3) обеспечЕние 4)

Слайд 11Алгоритм рассуждения:
определи, к какой части речи относится слово;
вспомни правило постановки

ударения:
зАнята – краткое страдательное причастие женского рода единственного числа,

ударение падает на окончание – занятА;
облегчИть – глагол, образованный от прилагательного легкий, такие глаголы обычно имеют ударение на окончании;
обеспечЕние – существительное, образованное от глагола обеспечивать, место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает
с местом ударения в исходном глаголе – обеспЕчение;
тортЫ – существительное, обратимся к словарю – тОрты.

Алгоритм рассуждения: определи, к какой части речи относится слово;вспомни правило постановки ударения: зАнята – краткое страдательное причастие

Слайд 12Лексические нормы (А2)
Паронимы (от греч. para —

рядом, возле и onoma — имя) — это однокоренные слова

одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения, например: прогрессивный — прогрессирующий, злой — злостный, водный — водяной и т. д.

Лексические нормы (А2)    Паронимы (от греч. para — рядом, возле и onoma — имя)

Слайд 13Словарь паронимов, встречающихся на ЕГЭ
абонентское телеграфирование - абонентная

плата
водные запасы - водяной жук
военная форма - воинское звание
воинственное

племя - воинствующий безбожник
вражеская пуля - враждебная сила
дипломатичный человек - дипломатическая миссия
забота о животных - заботливость и терпеливость
одеть ребёнка - надеть шляпу на голову
отборный рис - отборочный тур
памятная дата - памятливый ученик
песочные часы - песчаный пляж
практичная обувь - практическая работа
предоставить слово - представить картину случившегося
соседский мальчик - соседний дом
сытый студент - сытный обед
экономичная упаковка - экономический кризис
эффектная женщина - эффективный метод

Словарь паронимов, встречающихся на ЕГЭ  абонентское телеграфирование -  абонентная плата водные запасы - водяной жуквоенная

Слайд 14Потренируемся!
А2. В каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить КОМИЧНЫЙ?
1)

В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне трагическое встречается редко.
2) КОМИЧЕСКАЯ

опера Бомарше сразу понравилась зрителям.
3) КОМИЧЕСКИЙ жест актера вызвал смех публики.
4) У этого клоуна КОМИЧЕСКОЕ выражение лица.

Потренируемся!А2. В каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить КОМИЧНЫЙ?	1) В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне трагическое

Слайд 15Алгоритм выбора правильного ответа
1. Разграничиваем лексические значения паронимов путем подбора

синонимов, антонимов или словосочетаний.
2. Проводим смысловой анализ предложений.
3. Определяем верный

ответ.

КОМИЧЕСКИЙ: смешной, забавный. Комический жест.
КОМИЧЕСКИЙ: <= комедия
КОМИЧНЫЙ: = комический. Комическое зрелище. Комично ”нареч.” гримасничает. (Словарь Ожегова).

Алгоритм выбора правильного ответа 1. Разграничиваем лексические значения паронимов путем подбора синонимов, антонимов или словосочетаний.2. Проводим смысловой

Слайд 16Синтаксические нормы (А4)
То, в чем можно ошибиться на ЕГЭ:


1. Деепричастные обороты невозможны в безличных предложениях.
Поднявшись на гору,

стало совсем темно.
Правильно: Когда он поднялся на гору, стало совсем темно.
2. Деепричастия невозможны в страдательных конструкциях.
Поднявшись на гору, им было написано стихотворение.
Правильно: Поднявшись на гору, он написал стихотворение.
3. Деепричастия невозможны в предложениях с личными местоимениями в Д.п., если в них не входит инфинитив.
Готовясь к ЕГЭ, нам было трудно.
Правильно: Когда мы готовились к ЕГЭ, нам было трудно.
4. Деепричастия невозможны в предложениях с личными местоимениями в В.п., если в них не входит инфинитив.
Сдавая ЕГЭ, его трясло от волнения.
Правильно: Когда он сдавал ЕГЭ, его трясло от волнения.
 

Синтаксические нормы (А4) То, в чем можно ошибиться на ЕГЭ: 1. Деепричастные обороты невозможны в безличных предложениях.

Слайд 17Потренируемся!
А4 Укажите правильное продолжение предложения:
Проводя эксперимент,
1. требуется соблюдать техническую безопасность.
2.

была нарушена последовательность операций.
3. исследователь фиксирует свои действия в журнале.
4.

у нас не было возможности завершить его до конца.
Ищем один из трех вариантов:
1. Есть общий субъект, к которому относятся оба действия.
2. Это определенно личное предложение (можно вставить местоимения «я, ты, мы, вы»)
3. Безличное предложение, в котором есть слово «можно, надо, нужно, следует, хочется, рекомендуется, требуется».


Потренируемся!А4 Укажите правильное продолжение предложения:Проводя эксперимент,1. требуется соблюдать техническую безопасность.2. была нарушена последовательность операций.3. исследователь фиксирует свои

Слайд 18Синтаксические нормы (А5)
Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом

благодаря


согласно
вопреки

ЧЕМУ?
наперекор
навстречу
подобно
Синтаксические нормы (А5) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогомблагодаря согласно вопреки

Слайд 19Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом
вследствие
ввиду

ЧЕГО?
в случае

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогомвследствие ввиду       ЧЕГО? в случае

Слайд 20Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом
«ПО» - «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ»
ЗАПОМНИ!!!

ПО ПРИЕЗДЕ В ГОРОД
ПО ПРИБЫТИИ НА МЕСТО

ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом«ПО» - «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ»ЗАПОМНИ!!!  ПО ПРИЕЗДЕ В ГОРОД  ПО

Слайд 21Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом
НЕПРАВИЛЬНО!!!
ПО ПРИЕЗДУ

В ГОРОД
ПО ПРИБЫТИЮ НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИЮ СРОКА

ПО ОКОНЧАНИЮ ШКОЛЫ

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогомНЕПРАВИЛЬНО!!!  ПО ПРИЕЗДУ В ГОРОД  ПО ПРИБЫТИЮ НА МЕСТО

Слайд 22Нарушение управления в словосочетании с предлогом
Запомни!
Оплатить что –

уплатить за что
 беспокоиться о ком – тревожиться за кого
 надеть

что на что – одеть кого во что
 обращать внимание на что – уделять внимание чему
 отзыв о чем – рецензия на что
 предостеречь от чего – предупредить о чем
заметить что – догадаться о чем

Нарушение управления в словосочетании с  предлогомЗапомни! Оплатить что – уплатить за что  беспокоиться о ком –

Слайд 23Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов
Как, так и;


не только, но и;

не столько, сколько; ЗАПОМНИ
не так, как; ДВОЙНЫЕ
хотя и, но; СОЮЗЫ
не то что(бы), но(а);
если не, то

Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзовКак, так и;     не только, но

Слайд 24Потренируемся!
Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является

резьба по дереву.
Одной из форм духовной жизни, важным для человека,

стало искусство.
 Одним из времен года, вдохновлявших туристов на походы и экспедиции, всегда было лето.
 Одним из ярких зрелищ, изображенных на картине Нестерова, стал летний пейзаж с травами, синеглазыми реками, взгорьями и темными лесами.
 У многих людей, зачитывавшихся в детстве былинами, русскими сказками, дух захватывало от описаний богатырских подвигов.
  Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общечеловеческое звучание.
 Одним из официальных документов, дающим описание отличительных свойств, качеств кого-либо, является деловая характеристика.
 Один из фактов биографии Чехова, ставший недавно известным, - строительство им на свои средства четырех сельских школ.
 Некоторые из льдин, разгоняемых весной быстрым течением, разбивались с особенной силой.
 В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.

Потренируемся!Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву.Одной из форм духовной жизни,

Слайд 25Морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы,

производные предлоги) (В2)
Наречие (термин образован неточной калькой с лат. adverbium)

— часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака предмета. Обстоятельственные:
времени — вчера, сегодня, завтра, утром, днём;
места - далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там;
причины —сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле;
цели — нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку.
Определительные:
качественные — холодно, зверски, грустно, странно;
количественные — много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды.


Морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги) (В2) Наречие (термин образован неточной

Слайд 26Морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы,

производные предлоги) (В2)
Местоимение — часть речи, употребляемая вместо имени, не

называющая предмет (явление и т. д.) или его характеристику, а лишь указывающая на них.
Разряды местоимений:
1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
2. Возвратное: себя.
3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.
4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.).
5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.).
6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько.
7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).
8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.
9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.


Морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги) (В2)Местоимение — часть речи, употребляемая

Слайд 27Морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы,

производные предлоги) (В2)
Разряды частиц
1. Модальные частицы
вопросительные: ли, неужели, разве;
восклицательные:

как, что за;
ограничительные: только, лишь;
указательные: вот, вон;
усилительные: ни, ведь, все-таки, даже, же;
уточнительные: именно, как раз.
2. Формообразующие частицы
бы (для образования условного наклонения):
пусть, пускай, да, давай, -ка (для образования повелит. наклонения):
бывало, было (для образования особых форм прошедшего времени).
3. Отрицательные частицы не, ни

Морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги) (В2)Разряды частиц1. Модальные частицывопросительные:

Слайд 28Часть С
Композиционное оформление сочинения;
логическое оформление сочинения ( в т.ч.

абзацное членение);
грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;


теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен/не согласен»).


Часть С Композиционное оформление сочинения; логическое оформление сочинения ( в т.ч. абзацное членение); грамматические, лексические, синтаксические и

Слайд 29План - алгоритм
1. Прочитайте текст. Найдите главное предложение. Если таких

много, выберите только одно.
2. Переделайте его в вопросительное. Задайте

этот один вопрос ко всему тексту. Если текст отвечает на этот вопрос – вы найдёте проблему, поднятую автором в тексте.
3. Прокомментируйте её, объясните, из каких слов автора видно, что это именно та проблема, которую вы нашли.

План - алгоритм1. Прочитайте текст. Найдите главное предложение. Если таких много, выберите только одно. 2. Переделайте его

Слайд 30Тренируемся!
1. Начинайте текст с назывного предложения.
2. Почувствуйте тональность текста. Что

и как автор делает в тексте (убеждает, иронизирует, сожалеет и

т.д.) по отношению к именно той проблеме, которую вы написали в 1-ом абзаце.
Из каких слов это видно? Вы нашли позицию автора и отношение автора к проблеме.
3. С красной строки запишите позицию автора по данной проблеме: «Автор убежден (с грустью говорит, иронизирует и т. д.) в том (о том, над тем )…» и далее саму позицию автора...
4. Разделяете ли вы позицию автора? Если да (нет), с красной строки запишите (желательно синонимами), с чем вы согласны (или не согласны), объясните почему.
Тренируемся!1. Начинайте текст с назывного предложения.2. Почувствуйте тональность текста. Что и как автор делает в тексте (убеждает,

Слайд 31Тренируемся!
5. Красная строка. Покажите на примере из литературы или из

личной жизни, где встречалась подобная проблема и как она решалась.

Если не было в личной жизни или вы не помните ни одного  похожего примера, то сочините свой пример на эту проблему (ту, которая была в первом абзаце).
6. Красная строка. Докажите, что именно этот пример убедительно выражает ваше согласие (несогласие) с позицией автора по данной проблеме.

Тренируемся!5. Красная строка. Покажите на примере из литературы или из личной жизни, где встречалась подобная проблема и

Слайд 32Проверьте себя!
- У вас должна рассматриваться только одна проблема, та,

которую вы написали в первом абзаце!
- Слово «ПРОБЛЕМА» должно быть

написано в первом, втором абзаце обязательно!
- Слово «ПРОБЛЕМА» может быть заменено на основной вопрос, который ставит автор. 
- Должно быть два аргумента
(пример +исследование, т.е. почему именно этот пример, с вашей точки зрения, подтверждает логику ваших рассуждений, подумайте, как он помогает понять проблему, дает ли он возможность сделать верные выводы).

Проверьте себя!- У вас должна рассматриваться только одна проблема, та, которую вы написали в первом абзаце!- Слово

Слайд 33Памятка!
Закончить сочинение можно призывом, способом решения проблемы,

заключить, что проблема эта вечна и человечество будет искать ответ

на этот вопрос.

Памятка!   Закончить сочинение можно призывом, способом решения проблемы, заключить, что проблема эта вечна и человечество

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика