Разделы презентаций


Тропы и фигуры речи

Содержание

АннотацияПрезентация позволяет повторить самые распространенные тропы и фигуры речи, знание которых необходимо выпускникам для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ. Вторая часть презентации позволит проверить уровень знаний старшеклассников и способность применить на

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тропы и фигуры речи Учитель русского языка и литературы Гончарова Любовь

Викторовна МБОУ СОШ п. Изоплит

Тропы и фигуры речи Учитель русского языка и литературы Гончарова Любовь Викторовна МБОУ СОШ п. Изоплит

Слайд 2Аннотация
Презентация позволяет повторить самые распространенные тропы и фигуры речи, знание

которых необходимо выпускникам для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ. Вторая

часть презентации позволит проверить уровень знаний старшеклассников и способность применить на практике изученный материал.
АннотацияПрезентация позволяет повторить самые распространенные тропы и фигуры речи, знание которых необходимо выпускникам для успешной сдачи ГИА

Слайд 3Тропом называется употребление слова или выражения в переносном (не прямом

значении), используемое для характеристики какого-либо явления. В художественной речи тропы

помогают наиболее ярко и точно раскрыть самую существенною черту изображаемого предмета или явления, придают речи красочности и выразительность, способствуют наиболее полному раскрытию художественного образа.

Тропы

Тропом называется употребление слова или выражения в переносном (не прямом значении), используемое для характеристики какого-либо явления. В

Слайд 4Образное определение , обычно
выраженное прилагательным.
Эпитет
-
Примеры: ласковый ветер, ледяной взгляд,

хрупкая девушка, туманные мечты

Образное определение , обычно выраженное прилагательным.Эпитет-Примеры: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка, туманные мечты

Слайд 5Изобразительный
приём, основанный на
сопоставлении одного
понятия, явления с другим.


Сравнение
-
Пример: И,

как ребенок после сна,

Дрожит звезда в огне денницы.
(И.Бунин)
Изобразительныйприём, основанный на сопоставлении одного понятия, явления с другим.Сравнение-Пример:		 И, как ребенок после сна,

Слайд 6Перенос значения одного
понятия или явления на другой
по сходству

Метафора
-
Пример:

Пустых небес прозрачное стекло.

Развернутая метафора
-
каким-либо текстом (например стихотворением) или его

отрывком: «Парус» Лермонтова.

метафора представленная,

Перенос значения одного понятия или явления на другой по сходствуМетафора-Пример: Пустых небес прозрачное стекло.Развернутая метафора-каким-либо текстом (например

Слайд 7Частный вид метафоры,
перенос свойств живого
явления на неживое, наделение
предметного

мира
человеческими свойствами,
его одушевление
Олицетворение
-
Пример: Здесь даже камни плачут. Цветы

мне говорят: «Прощай».
(С. Есенин)
Частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделениепредметного мира человеческими свойствами, его одушевлениеОлицетворение-Пример: Здесь даже

Слайд 8преувеличение.
Гипербола
-
Примеры: не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья;

сто раз тебе повторяю.

преувеличение.Гипербола-Примеры: не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья; сто раз тебе повторяю.

Слайд 9Приуменьшение свойств,
качеств.
Литота
-
Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.
(А.

Грибоедов)

Приуменьшение свойств,качеств.Литота-Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.					 (А. Грибоедов)

Слайд 10замена слова или понятия
другим словом, имеющим
причинную связь с

первым
Метонимия
-
Пример: Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали красные и

синие;
В зеленых плакали и пели.
(А.Блок)
замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первымМетонимия-Пример: 	Вагоны шли привычной линией, 		Подрагивали и

Слайд 11вид развернутой метонимии, замена слова
или сочетания слов описательным
оборотом

речи, заменяющим название,
содержащим названного предмета или лица
Перифраза
-
Пример: Унылая пора!

Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса (об осени)
(А.С. Пушкин)
вид развернутой метонимии, замена слова или сочетания слов описательным оборотом речи, заменяющим название, содержащим названного предмета или

Слайд 12вид метонимии, при котором
называется большее вместо
меньшего, меньшее место


большего.
Синекдоха
-
Пример: И слышно было до рассвета, как ликовал француз
(вместо: французские

войска)
(М.Лермонтов)
вид метонимии, при котором называется большее вместо меньшего, меньшее место большего.Синекдоха-Пример: И слышно было до рассвета, как

Слайд 13или текста, усиливающие
Стилистические(риторические)
фигуры речи
-
особые способы построения


предложения
изобразительность

художественной речи

или текста, усиливающиеСтилистические(риторические) фигуры речи-особые способы построения предложения изобразительность художественной речи

Слайд 14Расположение слов в предложении
или фразе в ином порядке, чем

это
установлено правилами
грамматики
Инверсия
-
Пример: И курганов зеленеет убегающая цепь.
(А.Фет)

Расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматикиИнверсия-Пример: 	И курганов зеленеет

Слайд 15Оборот, в котором сочетается резко
противоположные, контрастные понятия и
представления
Антитеза
-
Пример:

Я - царь, я - раб, я - червь, я

– бог.
(Г. Державин)
Оборот, в котором сочетается резко противоположные, контрастные понятия и представленияАнтитеза-Пример: Я - царь, я - раб, я

Слайд 16сочетание двух или
нескольких строк с
одинаковой синтаксической
конструкцией.
Параллелизм
-
Пример: Ко мне приплывала

зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка!
(А. Ахматова)

сочетание двух или нескольких строк содинаковой синтаксической конструкцией.Параллелизм-Пример:		Ко мне приплывала зеленая рыба, 		Ко мне прилетала белая чайка!					(А.

Слайд 17Повторение заключительных слов.
Эпифора
-
Пример: Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет

меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А.Блок)

Повторение заключительных слов.Эпифора-Пример:		Милый друг, и в этом тихом доме			Лихорадка бьет меня.		Не найти мне места в тихом доме			Возле

Слайд 18это обращенный к читателю или к слушателю
вопрос, не требующий ответа.
Риторический

вопрос -
Пример: Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь

ты копыта?
(А.С.Пушкин)
это обращенный к читателю или к слушателювопрос, не требующий ответа.Риторический вопрос -Пример: 	Куда ты скачешь, гордый конь,

Слайд 19такое построение речи, при котором в форме
восклицания утверждается то

или иное понятие.
Риторическое восклицание -
Пример: Какое лето, что за лето!
Да

это просто колдовство.
(Ф. Тютчев)
такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие.Риторическое восклицание -Пример: 	Какое лето,

Слайд 20сочетание слов,
противоположных
по смыслу
Оксюморон -
Примеры: живой труп, горячий снег,

сладкая горечь

сочетание слов, противоположных по смыслуОксюморон -Примеры: живой труп, горячий снег, сладкая горечь

Слайд 21ПРАКТИЧЕСКОЕ
ЗАДАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 22
1.Найдите в предложениях
перефразы,
литоты,
гиперболы.

А) И шествуя важно в

спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок,
В больших сапогах, в полушубке

овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
Н. А. Некрасов
Б) Ваш шпиц, прелестный шпиц не более наперстка.
А. С. Грибоедов

В) Что наше северное лето?
Карикатура южных зим?
А. С. Пушкин

1.Найдите в предложениях перефразы, литоты, гиперболы.А)	И шествуя важно в спокойствии чинном,	Лошадку ведет под уздцы мужичок,	В больших

Слайд 23
1.Найдите в предложениях
перефразы,
литоты,
гиперболы.

Г) Тряся ручонкой

дом – погремушку
Тонул в разливе звонков телефон
В.В. Маяковский
Д) Я видавал, как она косит:
Что взмах – то готова копна.
Н.А. Некрасов
1.Найдите в предложениях перефразы, литоты, гиперболы.Г) Тряся ручонкой

Слайд 24
2.Найдите в предложениях
метафору, синекдоху,
метонимию.


А) Гирей сидел, потупя

взор,
Янтарь в устах его дымился.

А.С. Пушкин
Б) Серые шлемы
С красной звездой
Белой ораве
Крикнули:
- Стой!
В.В. Маяковский
2.Найдите в предложениях метафору, синекдоху, метонимию.А) Гирей сидел, потупя взор,   Янтарь в устах его

Слайд 25
2.Найдите в предложениях
метафору, синекдоху,
метонимию.


В) Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд

А.С. Пушкин
Г) В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока
М. Ю. Лермонтов
Д) Москва поёт, огнями залита
Е. Долматовский
Е) Контрабас пил чай вприкуску,
а флейта внакладку
А.П. Чехов
2.Найдите в предложениях метафору, синекдоху, метонимию.В) Его язвительные речи   Вливали в душу хладный яд

Слайд 26
3.Найдите в предложениях
оксюморон, параллелизм,
эпифору, анафора

А) С кем

мне поделиться той грустной радостью,

что я остался жив?
С.А. Есенин
Б) Смотри, ей весело грустить
Такой нарядно-обнаженной.
А.А. Ахматова
В) Тороватому боярину слава!
И красавице боярыне слава!
И всему народу христианскому слава!
М. Ю. Лермонтов
Г) Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг
М.Ю. Лермонтов
3.Найдите в предложениях оксюморон, параллелизм, эпифору, анафораА) С кем мне поделиться той грустной

Слайд 27
3.Найдите в предложениях
оксюморон, параллелизм,
эпифору, анафора


Д) В синем

небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут

А.С. Пушкин

Е) Два бессмертия у Волги –
устье и исток.
Две тревоги у солдата –
Запад и Восток!
А. Недогонов

3.Найдите в предложениях оксюморон, параллелизм, эпифору, анафораД) 	В синем небе звезды блещут, 	В синем море волны

Слайд 28
4.Найдите в предложениях
эпитет, сравнение,
олицетворение,
инверсия

А) И он к

устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык
И празднословный, и лукавый.

А.С. Пушкин

Б) В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной. А. С. Пушкин

4.Найдите в предложениях эпитет, сравнение, олицетворение,инверсияА) 	И он к устам моим приник,	И вырвал грешный мой язык	И

Слайд 29
4.Найдите в предложениях
эпитет, сравнение,
олицетворение,
инверсию

В) И чувств изнеженных

отрада -
Духи в граненом хрустале…
А.С. Пушкин
Г) Молвит слово

- соловей поет
М. Ю. Лермонтов
Д) Нос узкий как лезвие ножа..
И.С. Тургенев
Е) Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
А.С. Пушкин

4.Найдите в предложениях эпитет, сравнение, олицетворение,инверсиюВ) 	И чувств изнеженных отрада - 	Духи в граненом хрустале… 			А.С.

Слайд 30
4.Найдите в предложениях
эпитет, сравнение,
олицетворение,
инверсию

Ж) Долги дни короткие,


Ветви в небе скрещены,
Черные и четкие,
Словно в небе трещины.
Н. Матвеева
З)

И белогривые метели,
Как львы у ног моих ревели.
М. Ю. Лермонтов

4.Найдите в предложениях эпитет, сравнение, олицетворение,инверсиюЖ) 	Долги дни короткие, 	Ветви в небе скрещены,	Черные и четкие,	Словно в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика