Разделы презентаций


Филологический анализ художественного текста

Содержание

Цели мастер-класса:1.Познавательный аспект: повторить термины;развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности.2. Развивающий аспект:развивать мыслительную деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 МАСТЕР-КЛАСС (урок-исследование)
ТЕМА : «ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»
Возвращение Григория Мелехова на хутор
(финал

романа М. Шолохова «Тихий Дон»:
Т.4, ч. 8, гл. 18)
Учитель русского

языка и литературы УХАБИНА М. Г.
МАСТЕР-КЛАСС (урок-исследование) ТЕМА : «ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»Возвращение Григория Мелехова на хутор(финал романа М. Шолохова «Тихий

Слайд 2Цели мастер-класса:
1.Познавательный аспект:
повторить термины;
развивать умения различать тропы, стилистические фигуры

и другие средства выразительности.
2. Развивающий аспект:
развивать мыслительную деятельность учащихся, умения

анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей;
по развитию критического образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.


Цели мастер-класса:1.Познавательный аспект: повторить термины;развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности.2. Развивающий аспект:развивать мыслительную

Слайд 3продолжение
3. Воспитательный аспект:
развитие ценностных отношений к родному языку;
воспитание бережного

отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к

культуре речи;
совершенствование навыков этичного межличностного общения.
продолжение3. Воспитательный аспект:развитие ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к

Слайд 4ПРОБЛЕМА (сформулируйте её в виде вопроса)
Как сделать так, чтоб
язык был

лучшим из того,
что есть на свете –
красивым,
величественным,
выразительным?ы

ПРОБЛЕМА (сформулируйте её в виде вопроса)Как сделать так, чтобязык был лучшим из того,что есть на свете –

Слайд 5Как связана проблема с темой урока?
- Для чего могут

использоваться средства выразительности?

- Средства выразительности языка - это путь к

выразительной , образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

Как связана проблема с темой урока? - Для чего могут использоваться средства выразительности?- Средства выразительности языка -

Слайд 6Сформулируем задачи
1. Повторить термины
2. Скорректировать умение находить средства выразительности в

тексте, различать виды тропов, стилистических фигур, и др. средств выразительности.
3.

Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
Сформулируем задачи1. Повторить термины2. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур, и

Слайд 7ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

РАБОТА В ГРУППАХ

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯРАБОТА В ГРУППАХ

Слайд 8РАБОТА В ГРУППАХ группа №1
1. О чём рассказывается в последней главе

романа?

3. В первом абзаце автор использует стилистическую фигуру антитезу (противопоставление):

«выжженная и потрескавшаяся земля» противопоставлена зеленеющей степи, над которой трепещут «в голубом небе бесчисленные жаворонки».

2. Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку в 1-ом абзаце.

3.Какую стилистическую фигуру использует автор в первом абзаце? Назовите её.

1. В последней главе романа рассказывается о возвращении домой и «разоружении» главного героя романа Григория Мелехова.

2. Выразительное чтение наизусть…

РАБОТА В ГРУППАХ группа №11. О чём рассказывается в последней главе романа?3. В первом абзаце автор использует

Слайд 94. Какая лексика используется в первом абзаце?
5. Что утверждается при

использовании данной лексики?
6. Какой троп вы можете найти в

последней строчке романа? Что он подчёркивает?

Группа №1

4. В первом абзаце используется контрастная лексика.

5. С её помощью утверждается мысль о неустроенности человеческого бытия, противопоставленного гармонии природы. Образ истерзанной огнём земли соотносится с изломанной жизнью главного героя: как «выжженная палами степь, чёрная стала жизнь Григория».

6. В последней строчке романа используется троп – оксюморон («холодное солнце»). Оксюморон подчёркивает противоречивость, непредсказуемость земного существования.

4. Какая лексика используется в первом абзаце?5. Что утверждается при использовании  данной лексики?6. Какой троп вы

Слайд 107.Найдите описание степного ландшафта в последующих абзацах. Какой приём использует

автор?
8. Какой лексикой насыщено данное описание?
9. Приведите примеры антонимов.
7. Используется

приём контраста в описании степного ландшафта.

8. Абзацы насыщены антонимичной лексикой:

Группа №1

9. Порушила – осталась; жизнь – смерть; земля – небо; огонь – вода; чужой – родной; чёрный – белый; лес – степь; дождь – солнце; весна – осень; день – ночь.

7.Найдите описание степного ландшафта в последующих абзацах. Какой приём использует автор?8. Какой лексикой насыщено данное описание?9. Приведите

Слайд 112.Как описана природа в данной главе?
2. Природа описана как живое

существо, олицетворения подчёркивают её одушевлённость: огонь «жадно пожирает сухую траву»,

«крылатый ветер», «весело зеленеет трава», «прошлись палы».

РАБОТА В ГРУППАХ группа №2

1. Примеры какой лексики мы можем ещё найти в данном тексте?

1. Мы можем найти примеры цветовой лексики, использованной в пейзажной картине. Она придаёт тексту живописную образность:«бурые верхушки чернобыла», «зелёная трава», «голубое небо», «чёрная земля», «сизая зола», « тёмная пыль».

2.Как описана природа в данной главе?2. Природа описана как живое существо, олицетворения подчёркивают её одушевлённость: огонь «жадно

Слайд 12РАБОТА В ГРУППЕ №2
4. Какой тип речи использовал автор в

этих абзацах? Почему вы так думаете?
4. Автор использовал тип речи

описание.

3. Какая стилистическая фигура используется в синтаксических конструкциях, чтобы усилить эмоциональную нагрузку речевых построений?

3.В синтаксических конструкциях повторяется приём инверсии, который усиливает эмоциональную нагрузку речевых построений, придаёт тексту интонационную выразительность: «не гнездует над ней птица», « стороной обходит её зверь…».

РАБОТА В ГРУППЕ №2 4. Какой тип речи использовал автор в этих абзацах? Почему вы так думаете?4.

Слайд 13

ТИПЫ РЕЧИ
1.ПОВЕСТВОВАНИЕ – это рассказ о каком-то событии

в его временной последовательности:
Завязка --- развитие события ---кульминация (напряжённый момент) --- конец собыбытия(развязка).
2. ОПИСАНИЕ – это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков (пейзаж, портрет).

3. РАССУЖДЕНИЕ – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли
3 части:
1 - тезис (высказывается какая-то мысль, проблема)
2 - доказательства или опровержение
3 - вывод или заключение.

ТИПЫ   РЕЧИ1.ПОВЕСТВОВАНИЕ – это рассказ

Слайд 14РАБОТА В ГРУППЕ №2
5. Какой тип речи использует автор в

последующих абзацах?
6. Какая часть речи наиболее часто здесь употребляется? Найдите

её.

7. Какое лексическое средство выразительности использовано в этих абзацах?

5. В следующих абзацах изобразительный момент уступает место повествовательному.

7. Используются фразеологические обороты: «белый свет», « убить время», « хлеб-соль», «живые-здоровые».они оживляют повествование.

6.Наиболее часто употребляются глаголы: «скитался, не поехал, переправился, добывали, погуляли, поглядели, пролили, окружили, спаслись»

РАБОТА В ГРУППЕ №25. Какой тип речи использует автор в последующих абзацах?6. Какая часть речи наиболее часто

Слайд 15РАБОТА В ГРУППЕ №2
8. При помощи чего создаётся хронологический контекст

главы?
8. Хронологический контекст главы создаётся с помощью лексики с временным

значением: «раннею весной», «трое суток», «несколько дней», «на исходе пятого дня», «в апреле», «до октября», «с неделю», «ночью», «как-то днём», «с самой осени», «за полгода», «с рассветом», «с той поры», «к Первому маю». Точная временная адресация создаёт ощущение достоверности, документальности происходящего. Слова «мобилизация», «дезертиры», «банда», «амнистия», «служат приметами исторического времени.
РАБОТА В ГРУППЕ №28. При помощи чего создаётся хронологический контекст главы?8. Хронологический контекст главы создаётся с помощью

Слайд 16РАБОТА В ГРУППЕ №2
9. А что создаёт ощущение достоверности, документальности

происходящего?
10. Обозначено ли в тексте художественное пространство? Если да, то

чем?

10. Художественное пространство в тексте обозначено географическими названиями (Дон, Астрахань, Вешенская), вмещает лес, степь, дубраву, калмыцкие степи; в заключительном абзаце границы пространства беспредельно раздвигаются, включая в себя «весь огромный, сияющий под холодным солнцем мир». Мысль автора движется от земли к небесам – «к холодному солнцу».

9.Точная временная адресация
создает ощущение достоверности, документальности происходящего. Слова «мобилизация», «дезертиры», «банда», «амнистия» служат приметами исторического времени

РАБОТА В ГРУППЕ №29. А что создаёт ощущение достоверности, документальности происходящего?10. Обозначено ли в тексте художественное пространство?

Слайд 171. Какое слово является ключевым для понимания идейного содержания главы

и всего романа в целом в данном контексте? Почему?
Группа

№3

1. Слово «земля» в данном контексте является ключевым для понимания идейного содержания главы и всего романа в целом. Здесь оно выступает сразу в нескольких значениях: в буквальном («выжженная земля», «обуглившаяся земля»); в переносном, равнозначном понятию «жизнь» («всё, что пока роднило его с землёй»; «цеплялся за землю»), а также в качестве синонима к словосочетаниям «родные места», «родной двор», «родной дом», «родной хутор». Мечась между враждебными лагерями, безжалостно уничтожающими друг друга, Мелехов понял, что человек сам в себе и для себя не может быть целью и смыслом жизни, что дороже родного порога ничего нет. Не случайно в конце главы возникает образ освобождённого ото льда берега («лёд отошёл от берега») как символ надёжного пристанища, где человек обретает силу. Мотив всплывания к берегу подсказывает читателю, что Мелехов нашёл, наконец, свой причал. Прощаясь с оружием, Григорий бросает под лёд винтовку, наган и патроны – таков его окончательный выбор, подводящий итог жизненным исканиям.

1. Какое слово является ключевым для понимания идейного содержания главы и всего романа в целом в данном

Слайд 182. Что понял Григорий Мелехов в конце романа?
3. Случайно ли

возникает образ берега?
2.Мелехов понял, что человек сам в себе и

для себя не может быть целью и смыслом жизни, что дороже родного порога ничего нет.

3.Образ освобожденного ото льда берега («лед отошел от берега»), выступает как символ надежного пристанища, где человек обретает силу. Мотив всплывания к берегу подсказывает нам, что Григорий нашел, наконец, свой причал.

5. Какой окончательный выбор
Делает Григорий?

5.Прощаясь с оружием, Мелехов бросает под лед винтовку, наган и патроны – таков его окончательный выбор, подводящий итог его жизненным исканиям.

Группа №3

2. Что понял Григорий Мелехов в конце романа?3. Случайно ли возникает образ берега?2.Мелехов понял, что человек сам

Слайд 19РАБОТА В ГРУППЕ №3
4. Найдите в тексте фольклорные истоки русской

речи.
4. Числовая лексика, использованная автором, не только воплощает фольклорные мотивы

в повествовании: семеро разбойников; первая пуля, вторая, третья; до трёх раз падал с коня Фомин, на третий раз нашёл свою смерть (в сказках судьбу испытывают трижды), но и отмечает важность происходящего. «Апостольское число в контексте главы («двенадцатый казачий полк», «двенадцать обойм патронов») позволяет предположить, что в поисках правды главный герой романа трудился с неослабевающей духовной напряжённостью.

5. В финале романа угадывается намёк на нравственное возрождение Мелехова. Разоружаясь, он не вымыл руки, как Пилат, хотя и стоял у воды, а «тщательно вытер руки о полу шинели» - то есть очистился.

5. Произошло ли нравственное возрождение Григория Мелехова в конце романа?

РАБОТА В ГРУППЕ №34. Найдите в тексте фольклорные истоки русской речи.4. Числовая лексика, использованная автором, не только

Слайд 20 ГРУППА№3
6.

Какую роль выполняет последняя глава романа?



7.Как сложится мирная жизнь героя?
6.

Последняя глава романа выполняет роль развязки в сложнейшей событийной канве произведения.


7.Финал остаётся что позволяет читателю самому решить, как сложится мирная жизнь героя.
ГРУППА№36. Какую роль выполняет последняя глава романа?7.Как сложится

Слайд 21ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Какие цели и задачи мы ставили в начале

урока?
2. Что получилось?
3. Что не получилось?
4. Какую практическую помощь вы

получили сегодня на мастер-классе для подготовки к экзамену?
5. О чём мы не должны забывать?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ- Какие цели и задачи мы ставили в начале урока?2. Что получилось?3. Что не получилось?4. Какую

Слайд 22 РОДНОЕ СЛОВО



Родное

слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

РОДНОЕ СЛОВОРодное слово – это основа нашей духовности, нашей

Слайд 23 ВЫ В ОТВЕТЕ!!!
за

настоящее, будущее русского языка.


СЛУШАЙТЕ!!!

ДУМАЙТЕ !!!
РЕШАЙТЕ!!!
КАКИМ ОН БУДЕТ, НАШ ЯЗЫК… Относитесь к языку как к «дару бесценному», как к сокровищу. Пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек».
ВЫ В ОТВЕТЕ!!!за настоящее, будущее русского языка.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика