2. Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку в 1-ом абзаце.
3.Какую стилистическую фигуру использует автор в первом абзаце? Назовите её.
1. В последней главе романа рассказывается о возвращении домой и «разоружении» главного героя романа Григория Мелехова.
2. Выразительное чтение наизусть…
Группа №1
4. В первом абзаце используется контрастная лексика.
5. С её помощью утверждается мысль о неустроенности человеческого бытия, противопоставленного гармонии природы. Образ истерзанной огнём земли соотносится с изломанной жизнью главного героя: как «выжженная палами степь, чёрная стала жизнь Григория».
6. В последней строчке романа используется троп – оксюморон («холодное солнце»). Оксюморон подчёркивает противоречивость, непредсказуемость земного существования.
8. Абзацы насыщены антонимичной лексикой:
Группа №1
9. Порушила – осталась; жизнь – смерть; земля – небо; огонь – вода; чужой – родной; чёрный – белый; лес – степь; дождь – солнце; весна – осень; день – ночь.
РАБОТА В ГРУППАХ
группа №2
1. Примеры какой лексики мы можем ещё найти в данном тексте?
1. Мы можем найти примеры цветовой лексики, использованной в пейзажной картине. Она придаёт тексту живописную образность:«бурые верхушки чернобыла», «зелёная трава», «голубое небо», «чёрная земля», «сизая зола», « тёмная пыль».
3. Какая стилистическая фигура используется в синтаксических конструкциях, чтобы усилить эмоциональную нагрузку речевых построений?
3.В синтаксических конструкциях повторяется приём инверсии, который усиливает эмоциональную нагрузку речевых построений, придаёт тексту интонационную выразительность: «не гнездует над ней птица», « стороной обходит её зверь…».
3. РАССУЖДЕНИЕ – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли
3 части:
1 - тезис (высказывается какая-то мысль, проблема)
2 - доказательства или опровержение
3 - вывод или заключение.
7. Какое лексическое средство выразительности использовано в этих абзацах?
5. В следующих абзацах изобразительный момент уступает место повествовательному.
7. Используются фразеологические обороты: «белый свет», « убить время», « хлеб-соль», «живые-здоровые».они оживляют повествование.
6.Наиболее часто употребляются глаголы: «скитался, не поехал, переправился, добывали, погуляли, поглядели, пролили, окружили, спаслись»
10. Художественное пространство в тексте обозначено географическими названиями (Дон, Астрахань, Вешенская), вмещает лес, степь, дубраву, калмыцкие степи; в заключительном абзаце границы пространства беспредельно раздвигаются, включая в себя «весь огромный, сияющий под холодным солнцем мир». Мысль автора движется от земли к небесам – «к холодному солнцу».
9.Точная временная адресация
создает ощущение достоверности, документальности происходящего. Слова «мобилизация», «дезертиры», «банда», «амнистия» служат приметами исторического времени
1. Слово «земля» в данном контексте является ключевым для понимания идейного содержания главы и всего романа в целом. Здесь оно выступает сразу в нескольких значениях: в буквальном («выжженная земля», «обуглившаяся земля»); в переносном, равнозначном понятию «жизнь» («всё, что пока роднило его с землёй»; «цеплялся за землю»), а также в качестве синонима к словосочетаниям «родные места», «родной двор», «родной дом», «родной хутор». Мечась между враждебными лагерями, безжалостно уничтожающими друг друга, Мелехов понял, что человек сам в себе и для себя не может быть целью и смыслом жизни, что дороже родного порога ничего нет. Не случайно в конце главы возникает образ освобождённого ото льда берега («лёд отошёл от берега») как символ надёжного пристанища, где человек обретает силу. Мотив всплывания к берегу подсказывает читателю, что Мелехов нашёл, наконец, свой причал. Прощаясь с оружием, Григорий бросает под лёд винтовку, наган и патроны – таков его окончательный выбор, подводящий итог жизненным исканиям.
3.Образ освобожденного ото льда берега («лед отошел от берега»), выступает как символ надежного пристанища, где человек обретает силу. Мотив всплывания к берегу подсказывает нам, что Григорий нашел, наконец, свой причал.
5. Какой окончательный выбор
Делает Григорий?
5.Прощаясь с оружием, Мелехов бросает под лед винтовку, наган и патроны – таков его окончательный выбор, подводящий итог его жизненным исканиям.
Группа №3
5. В финале романа угадывается намёк на нравственное возрождение Мелехова. Разоружаясь, он не вымыл руки, как Пилат, хотя и стоял у воды, а «тщательно вытер руки о полу шинели» - то есть очистился.
5. Произошло ли нравственное возрождение Григория Мелехова в конце романа?
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть