Слайд 1Сравнение
при помощи прилагательных краткой формы и сравнительной степени
Урок развития
речи в 6 классе
Автор: Новичкова Елена Юрьевна
Место работы: ОГБОУ “СОШ-ЦДО”
Должность:
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Цель урока: …..
Задачи: ….
Сформулируйте цель и задачи урока
Слайд 3Разминка
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Слайд 4Вспомним
Сравнение - сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом
по общему им обоим признакам.
Краткая форма прилагательных отвечает на вопросы
КАКОВ? КАКОВА? КАКОВЫ? (красив, красива, красивы)
Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом. (Он лучше меня; Он красивее меня; Твой портфель тяжелее, чем мой.)
Слайд 5Прочитайте
При свете дня
Подобен розам бледным
Огонь в печи.
(В. Ходасевич)
С чем сравнивается
огонь в печи?
Почему он сравнивается с бледными розами?
Слайд 6Любите ли вы подмечать сходство явлений и предметов? На что
похож, например, парус? Закончите предложения.
Парус похож на …..
Слайд 9В тексте одно сравнение может быть связано с другим. Так
образуется цепочка сравнений. Очень важно ее не порвать. Например:
Дуб
Словно часовой,
в широкой пойме
Он стоит, оберегая рожь;
И недаром на патрон в обойме
Каждый желудь у него похож.
(П. Комаров)
Слайд 10Прочитайте отрывок из рассказа. Что описывается в этом отрывке? Найдите
цепочку сравнений. Как они связаны по смыслу?
Не слишком большое, но
и маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посреди рассекали его воды три острова. Острова эти были похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом, а парусами у кораблей - березы.
Слайд 11Постарайтесь развернуть в текст одно из данных предложений. Подчеркните цепочку
сравнений.
Тюльпан похож на факел.
Зимой цветочный магазин подобен оазису.
Наш дом похож
на ...
Слайд 12Прочитайте строки из романа
А.Пушкина “Евгений Онегин”
Опрятней модного паркета
Блистает речка,
льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь
тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
Слайд 13Говорят: «В природе есть свои праздники». Один из них —
праздник первого снега.Какие сравнения помогают нам представить картину этого праздника,
нарисованную поэтом? Укажите их.
Слайд 14Запишите пословицы.
Найдите в них прилагательные в сравнительной степени подчеркните их
двумя чертами. А почему двумя чертами?
Утро вечера мудренее.
Хорошая речь лучше
мёда.
Добрые слова дороже богатства.
Язык иглы острее.
Слайд 15Домашнее задание
Найти и записать пословицы и стихи с сравнениями при
помощи прилагательных краткой формы и сравнительной степени. Подчеркнуть сравнения.
Слайд 16Дополни предложения
1)Сегодня я узнал (а) …..
2)Было трудно…..
3)Теперь я могу ….
Слайд 17
При подготовке презентации использовались: материалы учебника Е.И. Никитиной “Русский язык.
Русская речь. 6 класс” - М.: Дрофа, 2013.- 156 с.