Слайд 1Подготовка к ЕГЭ
Работа над частью С
выявить и сформулировать проблему исходного
текста;
прокомментировать сформулированную проблему;
определить и сформулировать позицию автора.
Слайд 3Схема анализа текста
О чём? (ты увидишь тему)
Какие вопросы рассматривает автор?
(ты найдешь проблемы)
Над какими вопросами автор рассуждает больше всего? (ты
найдешь основную проблему)
Как сам автор отвечает на проблемные вопросы? (это поможет тебе понять авторскую позицию)
Слайд 4«Моя «она» План:
1.Неразрывная связь героя текста с ленью
(она…родилась раньше меня…)
2.Чеховский герой осознаёт губительность этой связи ( «эта
трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий»)
3.Он ненавидит, презирает лень; но в то же время герой рассказа ничего не делает, чтобы «развестись» с ленью.
Слайд 5Формулируем проблему
С использованием типовых конструкций.
Запомните: проблема чего? (Р.п.)
вопрос о
чём? (П.п.)
1.В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – (какая?) актуальная проблема (чего?)
2.В предложенном для анализа тексте автор ставит вопрос о чём?
Слайд 6Формулируем проблему
В виде вопроса.
Какое влияние оказывает лень на человека,
если он
не противостоит ей? Именно эта
проблема – в центре внимания
А.П.Чехова в рассказе «Моя «она».
Внимание! После вопроса необходима ссылка на исходный текст.
Слайд 7Комментируем проблему
Текстуальный комментарий
(следуем за автором)
Основная проблема: проблема лени.
Аспекты (стороны) этой проблемы:
неразрывная связь
героя с ленью;
лень – причина всех несчастий;
нежелание героя противостоять лени.
Слайд 8Слова-маркеры
Проблему лени автор раскрывает на..
Писатель обращает внимание читателя на…
Чеховский персонаж,
с одной стороны,…;
С другой стороны, подчёркивает автор, …
НЕЛЬЗЯ!
Пересказывать текст,
Говорить о
позиции автора,
Высказывать своё отношение к проблеме.
Слайд 9Формулируем позицию автора
Что хотел сказать автор?
Какова была цель его высказывания?
Ради чего он всё это написал?
Как он сам относится к
поставленной проблеме?
Какие мысли, чувства переживания являются для автора ключевыми?
Чему учит текст?
Слайд 10Пиши!
Авторская позиция скрыта за….
Чехов не назидателен, он просто..
Лень ассоциируется с…
Но
мягкость чеховской иронии вовсе не означает…
Напротив, мы чувствуем..
Мы слышим авторский
подтекст..
Слайд 14Каким может быть вступление?
Определение темы.
Риторические вопросы.
Цитата из текста.
Лирическое вступление.
Ряд назывных
предложений, создающих образную картинку.
Ключевое слово текста.
Слайд 15Заключение
Логически завершённая мысль, высказанная во вступлении.
Высказывание, в котором содержится вывод
из поставленной проблемы.
Пословица или строчка из стихотворения.
Яркий пример, обобщающий твои
суждения.
Вывод-впечатление.
Слайд 16О лени
Ленивому всегда праздник.
Лень вперёд него родилась.
Труд человека кормит, а
лень портит.
Ему уж и лениться-то лень.
Работа не волк – в
лес не убежит.
За нашу леность нас карают не только наши неудачи, но и удачи других. (Жюль Ренар)
Лень – привычка отдыхать перед усталостью. (Жюль Ренар)
Слайд 17Из стихотворения Н.Заболоцкого
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!