Слайд 2Предисловие
Одним из критериев оценивания экзаменационных
изложения и сочинения является критерий
«Соблюдение речевых норм» (ГК4):
1. Речевых ошибок нет или допущено
не более 2 ошибок – 2 балла
2. Допущены 3 ошибки – 1 балл
3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов
Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
называют речевыми, и продемонстрирует основные
типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
экзаменационной работе.
Слайд 3Какие ошибки называют речевыми?
Речевые ошибки - это ошибки, допущенные
в
употреблении слова.
Например: Они потеряли на войне двух
единственных сыновей.
Комментарий: Само
по себе слово «единственный»
ошибки не содержит, оно лишь неудачно
употреблено, не «вписывается» в контекст, не
сочетается по смыслу со своим ближайшим
окружением.
Слайд 4Употребление слова в несвойственном ему значении
Например: Мы были шокированы
прекрасной
игрой актёров.
Комментарий: В данном случае неуместно слово
«шокированы»,
т.к. шокировать – значит вызывать
чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
своим поведением, нарушением правил приличия,
общепринятых норм поведения. Это слово нужно
заменить словом «восхищены».
Слайд 5Неразличение оттенков значения, вносимых в слово
приставкой и суффиксом
Например:
Были приняты эффектные
меры.
Комментарий: В данном контексте слово
«эффектный»
неуместно, т.к. «эффектный» -
значит «производящий эффект, впечатляющий».
Его следует заменить однокоренным
«эффективный» - значит «дающий эффект,
действенный».
Слайд 6Неразличение синонимичных слов
Например: В конечном предложении
автор применяет градацию.
Комментарий: В данном случае вместо
прилагательного «в конечном» необходимо
употребить
существительное «в конце».
Слайд 7Употребление слов иной стилевой окраски
Например: Автор, обращаясь к этой
проблеме, пытается направить людей
немного в другую колею.
Комментарий: Вместо «колею»
уместнее будет
звучать в данном контексте слово «русло».
Слайд 8Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Например: Астафьев то и
дело прибегает
к употреблению метафор и олицетворений.
Комментарий: Эмоционально-окрашенное
выражение «то
и дело» следует заменить
стилистически нейтральным синонимом
«неоднократно».
Слайд 9Неоправданное употребление просторечных слов
Например: Таким людям всегда удаётся
объегорить
других.
Комментарий: В данном предложении
просторечное слово «объегорить» следует
заменить
стилистически нейтральным синонимом
«обмануть».
Слайд 10Нарушение лексической сочетаемости
Например: Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные
особенности.
Комментарий: Слово «особенности» необходимо
заменить словом «средства».
Слайд 11Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Например: молодой юноша
очень прекрасный
бесплатный подарок
Комментарий: В этих словосочетаниях
выделенные слова являются лишними, т.к. они
дублируют лексическое значение невыделенных
слов.
Слайд 12Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
Например: В этом
рассказе
рассказывается о реальных событиях.
Комментарий: В данном предложении
необоснованно повторяются
однокоренные слова.
Одно из них следует заменить синонимичным:
вместо «рассказ» - «произведение» или вместо
«рассказывается» - «повествуется».
Слайд 13Неоправданное повторение слова
Например: Герой рассказа не задумывается
над своим
поступком. Герой даже не
понимает всей глубины содеянного.
Комментарий: Во
втором предложении
повторяющееся слово «герой» уместнее заменить
личным местоимением «он».
Слайд 14Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Например: Когда писатель пришёл в
редакцию, его принял главный редактор.
Когда они поговорили, писатель отправился
в гостиницу.
Комментарий: В данном случае оба предложения
построены однотипно: они представляют собой
сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
речевую ошибку, придаточное во втором предложении
можно заменить существительным с предлогом
«после разговора».
Слайд 15Неудачное употребление местоимений
Например: Данный текст написал В.Белов.
Он относится
к художественному стилю.
Комментарий: Употребление личного
местоимения «он» делает второе
предложение
двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к
художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.
Слайд 16Послесловие
Будьте внимательны!
Не допускайте ошибок!
☺