Слайд 2выяснить, что такое словообразование и какова его функция, какие существуют
единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
решать задания в
тестовой форме;
учиться правильно выполнять словообразовательный и морфемный разборы слова;
развивать умение излагать материал кратко, обобщённо.
Слайд 3«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится
жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом , со
взглядом в завтра…»
В. Песков
Слайд 4по горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть
слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
по вертикали:
2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Слайд 5Мандарин – мандариновый,
охота – охотник,
брат
– братья,
думать – думал,
зависть – завистливый,
принц – принцесса,
решать – решил,
степь – степной,
ученик – ученики,
город – пригород.
О,О,Ф,Ф,О,О,Ф,О,Ф,О
Слайд 61. ВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Слайд 7Выбриться, выгружать,
выпроводить, вымпел,
вылететь, высветить,
высокий, выспаться,
вылепить, выпрыгнуть.
вымпел,
высокий,выпроводить.
Слайд 81. ВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
2. ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЗАДАНИЯ
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ
Слайд 91. Упрямство, упрямый, упрямость , упрямиться.
2. Водяной, водолаз, водить.
3.Дар,
дарить, подарок.
4. Славный, славить, слава, прославлять.
5. Переносица, носить,
носилки.
6. Речка, заречье, наречие, междуречье.
7. Слово, словарь, дословный.
8. Обсудить, суд, судоходство, присудить.
Водить, переносица, наречие, судоходство
Слайд 101. ВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
2. ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЗАДАНИЯ
3. РАСШИРЕНИЕ
СОБСТВЕННОГО КРУГОЗОРА И УВЕЛИЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Слайд 13Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать,
межконтинентальный, паровозный.
Проверь себя
Слайд 151) слова с нулевым окончанием;
2) слова, не имеющие окончания.
Очень,
мышь, лишь, пополам, сам, горяч, сторож, невтерпеж, молодежь, вброд, один,
десять, чуть
Проверь себя
Слайд 171) слова со словоизменительными морфемами;
2) слова со словообразовательными морфемами.
Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величественн-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, де-маскировать, велич-айш-ий,
волч-ий
Проверь себя
Слайд 20
Правила работы с тренажером:
1. Внимательно прочитайте вопрос, подумайте и
постарайтеcь ответить правильно
. Если Вы выбрали верный ответ, появится забавный
человечек с подарком и цветами
. Если Вы выбрали неверный ответ, появится
Значит, надо подумать!
Переход к следующему заданию осуществляется по щелчку
Желаю удачи!
Т Р Е Н А Ж Ё Р
Слайд 21
1.Какое слово состоит из пяти морфем?
превзошли
свободный
стремится
утомлен
ПРАВИЛЬНО!
ОШИБКА!
Слайд 22
2. Каким способом образованы слова:
взлет ,покос , сушь
бессуффиксным
приставочным
ПРАВИЛЬНО!
ОШИБКА!
Слайд 23
3.В каком ряду все слова не имеют
окончания?
олово,заново,одинаково
досуха,стряпуха,старуха
читая,листая,чистая
вглубь,встарь,вновь
ПРАВИЛЬНО!
ОШИБКА!
Слайд 24
4.В каком слове нет приставки над - ?
надеяться
надпись
надбровье
надкусить
ПРАВИЛЬНО!
ОШИБКА!
Слайд 25
5.Какое слово образовано
приставочно-суффиксальным способом?
разговаривать
разглядеть
рассмотрение
связка
ПРАВИЛЬНО!
ОШИБКА!
Слайд 26
6. Какое слово состоит из приставки,
корня, одного суффикса
и окончания?
принесший
переплывая
обещание
выпачканный
ПРАВИЛЬНО!
ОШИБКА!
Слайд 27
7. Укажите лишнее слово среди
однокоренных
вылечить
прилечу
летчик
перелетный
ПРАВИЛЬНО!
ОШИБКА!
Слайд 28
8.В каком слове есть суффикс –н-?
лиственный
бессменный
увеличен
львиный
ПРАВИЛЬНО!
ОШИБКА!
Слайд 29
9.В каком слове есть суффикс –ан-?
рваный
разбросаны
кожаный
ванная
ПРАВИЛЬНО!
ОШИБКА!
Слайд 321) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;
2) кусать, закуска, вкусный;
3) воспитать, питание, подписка;
4)
утроить, третий, трефовый
Слайд 331) Прямиком, берегом, творогом;
2) одно, полотно, шестеро;
3) издавна, чиста, комната;
4)
четыре, поверье, вскоре
Слайд 341) Крюк, номер, насквозь;
2) мышь, здесь, четверо;
3) издавна, заново, лишь;
4)
напрокат, самокат, вдоволь
Слайд 351) Синеглазый;
2) кто-либо;
3) шестьдесят;
4) кафе-бар
Слайд 361) Наи-меньший, под-бежать, по-больше;
2) собра-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;
3) бережн-ее, чита-л-а, издавн-а;
4)
пере-пилить, ши-л-и, весел-ей
Слайд 371) Чита-л-и, жи-л-ой, мерз-л-ый;
2) хитр-и-ть, бег-и, дружеск-и;
3) грузин-к-а, молоч-к-о, плав-к-и;
4)
быстр-ей, сильн-ей, грамот-ей
Слайд 381) Надеть, надежный, надпись;
2) надкостница, надтреснутый, надднепровский;
3) надежный, надбровье, надкусить;
4)
надвинуть, надрезать, надводный
Слайд 391) Подворотня, подкрылок, неподражаемый;
2) подреберье, подробный, неподкупный;
3) неподсудный, подлесок, подарок;
4)
неподвластный, подследственный, наподдать
Слайд 401) Тратите, поднесите, толкните;
2) хотите, красите, согните;
3) стоите, караулите, позволите;
4)
берегите, подчеркните, соберите
Слайд 411) Пончик;
2) зайчик;
3) ключик;
4) грузчик
Слайд 431 строка 1 существительное
тема
2 строка 2 прилагательных характеризуют
тему
3 строка 3 глагола выражают ваше отношение
4 строка Предложение итог
5 строка Слово или словосочетание вывод
Слайд 44Словообразование
Трудное, но интересное
Объясняет, развивает, учит
Понятным становится слово
Здорово!
Словообразование
Сложное, неоднозначное
Привлекает, завораживает,
развивает
Ясным становится слова суть!
А это главное!
Слайд 45– Вы кто такие?
– Я – Гусь, это – Гусыня,
это наши дети – Гусята. А ты кто?
– Я ваша
тётя – Гусеница.
Родня ли Гусеница Гусю?
1. Миниатюра «Родственники»
2. Какую часть слова можно в земле найти?
3. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово?
Слайд 46Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Всё же – в
дневнике или журнале.