Слайд 1Паронимы
Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира
отражает,
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.
П. Чесноков
Презентация к
урокам русского языка по теме «Лексика» 5 класс
Автор: учитель русского языка и литературы Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ Осипова Нина Владимировна
Слайд 2Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные
по смыслу. Мы ошибаемся в употреблении этих слов.
К ошибкам
такого рода приводит неправильное понимание смысла словообразовательных элементов (приставок, суффиксов), которые могут придать слову не только новый оттенок (дружеский - дружественный), но и совершенно изменить его значение (остатки - останки)
Слайд 3 Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по
значению, называются ПАРОНИМАМИ
Примеры: лесная- лесистая;
невежа- невежда; преобразить- преобразовать; гончий- гоночный
Слайд 4Паронимы бывают
приставочными;
суффиксальными;
различающиеся конечными буквами
Слайд 5Приставочные паронимы. Различай значения!
Уплатить - отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо
(чаще всего речь идет крупной сумме денег)
Оплатить -заплатить за что-нибудь
Одеть кого-либо
Надеть на себя
Представить -
предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо
Предоставить - отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.
Слайд 6Приставочные паронимы. Различай значения!
Встряхнуть - приподняв, потрясти с силой.
Стряхнуть - тряхнув, скинуть,
сбросить.
Поверка - сверка в точности. Перекличка с целью проверить наличный состав
людей (спец.).
Проверка - установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо чему-либо.
Обсудить -разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо.
Осудить -выразить неодобрение кому- чему-либо, признать дурным. Приговорить к какому-либо наказанию, вынести обвинительный приговор, обвинить.
Нетерпимый - такой, с которым нельзя мириться, недопустимый. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости.
Нестерпимый - превышающий терпение, с трудом переносимый.
Описка - ошибка в написании чего-нибудь по рассеянности.
Отписка - формальный ответ, не затрагивающий сущности дела.
Слайд 7Различай значения! Составь словосочетания!
Встать – подняться.
Стать - сделаться
кем-либо.
Поступок – действие, совершенное кем-либо.
Проступок – провинность, неблаговидный поступок.
Слайд 8Суффиксальные паронимы
Большая часть паронимов связана с различием однокоренных прилагательного и
причастия.
Помни!
Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают производителя действия.
КРАСОЧНЫЙ. Отличающийся
яркими красками.
КРАСЯЩИЙ. Служащий для окрашивания чего-нибудь, содержащий в себе краску (спец).
Слайд 9Различающиеся конечными буквами
База - основание, основа. Опора чего-либо; опорный пункт. Склад,
складской или снабженческий пункт.
Базис - совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих
экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки.
Абонент - владелец абонемента (лицо или учреждение).
Абонемент - право пользования чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право.
Слайд 10Различающиеся конечными буквами
Невежа - грубый, невоспитанный, невежливый человек.
Невежда - малообразованный человек, неуч;
человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.
Адресат - тот, кому адресовано
почтовое отправление (лицо или учреждение).
Адресант - тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение)
Дипломат - должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений.
Дипломант - лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п. Студент, готовящий выпускную, дипломную работу.
Слайд 11Составь словосочетания!
Военный - воинский
тайна, звание, база ,завод, корабль, самолёт,
чин.
Надеть- одеть
пальто, ребёнка, перчатки, очки, чехлы на мебель.
Слайд 12Лингвистическая задача
В каком предложении вместо слова «двойной» нужно употребить «двойственный»?
а)
Мы решили засадить аллею двойным рядом лип.
б) Он вернулся домой
со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его ещё долго.
в) Сотрудник вошёл в доверие и начал двойную игру.
г) Многие старинные купеческие фамилии были двойными.
Слайд 13Вместо точек употреби одно из слов, указанных в скобках!
1.
Прибывшие на конференцию предъявляли свои... (командировочные – командированные) удостоверения. 2.
Бабушка сказала, что она с трудом припоминает... (лицо – личность) этого человека. 3. На сиденья автомобиля были... (одеты – надеты) чехлы. 4. Напрягая последние... (силы – усилия), мы завершили наше путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой и... (практической – практичной) обуви. 6. Прибывшее в порт судно... (встало – стало) на якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой Отечественной войны мы... (преклоняем – склоняем) голову. 8. Студент внимательно слушал лекцию, делая... (пометы – заметки) в блокноте. 9. Мы так давно не виделись, что вначале я не... (узнал – признал) своего знакомого. 10. Группа старшеклассников... (зашла –пришла) в музей на лекцию. 11. В жизни можно многого добиться, прилагая... (силы – усилия).
Слайд 14 Исправь ошибки!
1. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.
2.
По фронтовой дороге тянулись обозы с беглецами.
3. Помещики жестоко угнетали
своих крепостников.
4. Товарищ ответил мне дружественным пожатием.
5. Новый сорт семян не подвержен грибным заболеваниям.
6. Мы спрятали останки пищи в буфет.
7. Черты лица у него были невыразимыми.
8. В своих суждениях брат был резок и нестерпим.
Слайд 15Исправь ошибки!
1. Родители близко к сердцу воспринимают успехи своих детей.
2. Вслед
за клубникой подоспели вишня и смородина. 3. Новый работник оказался человеком кристаллической честности. 4. На обмороженных стеклах окон видны узоры. 5. Утверждая приказ, директор школы ставит на нем свою роспись.
Слайд 16Подбери пару! Составь словосочетания!
Драматический – ...
Дружеский – ...
Единственный – ...
Искусно
– ...
Наследие – ...
Безответный – ...
Слайд 17Информационные источники
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн.
Для учащихся/ Под ред. Л. П. Крысина.
– М., Просвещение, 1995
На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко, Л. Л. Дроботова и др.; Под ред. Л. Д. Чесноковой. – М.: Просвещение, 1996.
Юминова Е. В. Система работы с паронимами. –Газета «Первое сентября. Русский язык» № 20/2007
http://salikova.ucoz.ru/load/gotovimsja_k_egeh/a2_
Шаблон для презентации – Белозеровой Т.