Разделы презентаций


О чём говорят устаревшие слова 6 класс

Содержание

РазминкаЛексика – это…Лексическое значение слова – Общеупотребительные слова – Не общеупотребительные слова – Профессионализмы – Диалектизмы – Что изучает лексикология?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1О чём говорят устаревшие слова?
Урок русского языка в 6 классе

подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СОШ

Москвиной Мариной Александровной
О чём говорят  устаревшие слова?Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы

Слайд 2Разминка
Лексика – это…
Лексическое значение слова –

Общеупотребительные слова –

Не

общеупотребительные слова –

Профессионализмы –

Диалектизмы –

Что изучает лексикология?



РазминкаЛексика – это…Лексическое значение слова – Общеупотребительные слова – Не общеупотребительные слова – Профессионализмы – Диалектизмы –

Слайд 3Тема урока
О чём говорят устаревшие слова?

Тема урокаО чём говорят устаревшие слова?

Слайд 4Цели урока:
Мы познакомимся с понятием «устаревшие слова»;
Выясним причины устаревания слов

в русском языке;
Усовершенствуем навыки работы с толковым словарём;
Заглянем в историю

родного языка, родной страны;
Выясним, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.
Цели урока:Мы познакомимся с понятием «устаревшие слова»;Выясним причины устаревания слов в русском языке;Усовершенствуем навыки работы с толковым

Слайд 5«Следопыт» Работа с учебником. Страница 38 – 39.
1 вариант
Выясните, какие слова

называются устаревшими?
Определите с помощью толкового словаря значения слов из витрины

музея.
Кафтан –
Треуголка –
Лапти
Ендова –

Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?



2 вариант
Выясните, почему устаревают слова?
Какие слова называются:
Историзмами
Архаизмами
Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:
Кушак
Чело
Лапти
Приведите другие примеры.


«Следопыт» Работа с учебником. Страница 38 – 39.1 вариантВыясните, какие слова называются устаревшими?Определите с помощью толкового словаря

Слайд 6«Переводчики»
Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей

тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.

«Переводчики»  Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык

Слайд 7«Соколиный глаз»
Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова. Сможете ли

вы дать их толкование?

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча

лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…
«Соколиный глаз»		Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова. Сможете ли вы дать их толкование?				В уголке, согнувшись,				Лапти дед

Слайд 8Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает,

что это такое. А в прошлом прялка была в каждом

доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.
Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.
(В.Волков)


Текст для девочекПрялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка

Слайд 9Задания к тексту
Определите стиль и тему текста, озаглавьте его.
Объясните с

помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО.
Запишите ответ в

виде словарной статьи.

Задания к текстуОпределите стиль и тему текста, озаглавьте его.Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ,

Слайд 10 Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась

заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом

отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
(Вл. Волков)
Определите стиль и тему текста, озаглавьте его.
Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ.
Запишите ответ в виде словарной статьи.


Текст для мальчиков		Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в

Слайд 11«Знатоки»
Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните

их значение с помощью толкового словаря.

Была у зайца избушка лубяная,

а у лисы ледяная.
Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом.
Входит в светлицу – видит: красота невообразимая.
Здравствуйте, купцы чужеземные!
Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.


«Знатоки»		Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.Была у

Слайд 12Подведём итоги урока:
Какие слова называются устаревшими?
Почему слова устаревают?
О чём рассказывают

устаревшие слова?
Сохранились ли устаревшие слова в современном языке? Приведите примеры.

Подведём итоги урока:Какие слова называются устаревшими?Почему слова устаревают?О чём рассказывают устаревшие слова?Сохранились ли устаревшие слова в современном

Слайд 13Домашнее задание
*Параграф 19. Определение устаревших слов в рамке (стр.39) –


выучить;
* Упражнение 86 (по заданию).
*** Дополнительное задание:
Привести примеры

употребления устаревших слов в пословицах, поговорках, сказках.
Домашнее задание*Параграф 19. Определение устаревших слов в рамке (стр.39) – 	выучить; * Упражнение 86 (по заданию).*** Дополнительное

Слайд 14
Сегодня на уроке
я узнал(а)….
Было интересно…
Я

выполнял(а)…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…

Я почувствовал(а), что…
Я приобрёл(а)…

Я научился/научи
лась…
У меня получилось…
Я могу…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Сегодня на урокея узнал(а)….  Было интересно…  Я выполнял(а)…  Я понял(а), что…  Теперь

Слайд 15



Спасибо за работу на уроке!

Спасибо за работу на уроке!

Слайд 16Использованные ресурсы
1. Приложение Изображение частей тела человека//«Русский язык в

школе».- №?,2008.
2.Изображения: ложки, прялка, http://kartinki.yandex.ru/users/vvkarav-3/view/162018/

3. «Русский язык»: учебник

для 6 класса/(Т.А. Ладыженская и др.- М.:Просвещение,2008.

Использованные ресурсы 1. Приложение Изображение частей тела человека//«Русский язык в школе».- №?,2008. 2.Изображения: ложки, прялка, http://kartinki.yandex.ru/users/vvkarav-3/view/162018/ 3.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика