Слайд 1Учитель русского языка и литературы
СШ.им. Ю.А.Гагарина
Жадыгулова Гулден
Активные формы и методы
обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных
технологий
Слайд 2цель:
Развитие творческого потенциала личности путем использования на уроках русского языка
и литературы активных форм и методов учебной деятельности.
Слайд 3Задачи:
поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков
учащихся;
формирование общеучебных умений и навыков с учетом возрастных и психологических
особенностей учащихся;
включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
усиление практической направленности обучения русскому языку и литературе на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
создание на уроках атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
Слайд 4 Разные формы и методы ведения урока помогают учителю достичь
целенаправленности обучения с ориентацией на достижение конкретного конечного результата.
Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков, самостоятельности.
Активные формы и методы с успехом могут быть реализованы на уроках русского языка и литературы с учетом грамотного их подбора.
Слайд 5Как сделать урок интересным, ярким?
Как увлечь ребят своим предметом?
Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?
Слайд 6Метод обучения - это способ передачи учителем школьникам ЗУН, развивающие
их мировоззрение и подготавливающие их к жизни.
Формы обучения – это
внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемый в определённом порядке и режиме.
Слайд 7Классификация методов обучения:
Наглядные
Иллюстрация
Демонстрация
Наблюдения
Учащихся
Словесные
Объяснение
Разъяснение
Рассказ
Беседа
Инструктаж
Лекция
Дискуссия
Диспут
Практические
Опыт
Упражнение
Учебно-методический труд
Оценка и самооценка
Частично-поисковый
Проблемный
Эвристический
контроль
формы
фронтальные
массовые
индивидуальные
коллективные
групповые
Слайд 9Сочинение загадок, сказок, басен
Активные формы и методы обучения (урочная деятельность)
Творческие
работы
Работа над текстами разных типов и стилей
Сочинение стихов, поучений
Сочинение лингвистических
миниатюр
Комплексный анализ текста
Составление кроссвордов, ребусов
Работы исследовательского характера
5-6
класс
7-9
класс
10-11
класс
Составление схем-опор, алгоритмов
Игровая учебная деятельность
Разработка дидактического материала учащимися
Проведение уроков учащимися
Слайд 10Основу методической деятельности каждого учителя закладывает система работы школы, задачами
которой являются:
Использование новых технологий в обучении
Реализация комплексного подхода к освоению
технологии развивающего обучения.
Технологизация и компьютеризация учебно-воспитательного процесса.
Результатом всего этого должна стать конкурентоспособная личность, умеющая самореализовываться, самовыражаться в той или иной сфере деятельности, использующая свой интеллектуальный потенциал для позитивных преобразований.
Слайд 11В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
развивающее обучение;
проблемное
обучение;
развитие критического мышления;
дифференцированный подход к обучению;
создание ситуации
успеха на уроке и др.
Слайд 12Основными принципами инновационного обучения являются:
креативность (ориентация на творчество) ;
усвоение знаний в системе;
нетрадиционные формы уроков;
использование наглядности.
Слайд 13При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе
успешно применяются следующие приемы:
ассоциативный ряд;
опорный конспект;
ИНСЕРТ (интерактивная
система записи для эффективного чтения и размышления) ;
мозговая атака;
групповая дискуссия;
чтение с остановками и Вопросы Блума;
кластеры;
синквейн;
«Продвинутая лекция» ;
эссе;
ключевые термины;
перепутанные логические цепочки;
дидактическая игра;
лингвистические карты;
исследование текста;
работа с тестами;
нетрадиционные формы домашнего задания.
Слайд 14Современный урок русского языка и литературы немыслим, на мой взгляд,
без приемов технологии развития критического мышления:
Инсерт Кластер Синквейн Фишбоун Ключевые
слова Ассоциативные ряды Перекрестная дискуссия Письменная рефлексия Трехчастный дневник
Слайд 15Остановлюсь на этих приемах на примере работы с произведением А.С.
Пушкина «Евгений Онегин»
Приём «Инсерт» заключается в маркировке текста (или его отрывка)
специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение: «+» - «узнал новое» «~» - «уже знал» «-» - «думал иначе» «?» - «есть вопросы» Как вы воспринимаете монолог Онегина?
Текст можно промаркировать с позиции: + Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями. Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья». - Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было другое решение. Онегин ошибается, когда говорит: «Но я не создан для блаженства;// Ему чужда душа моя…» Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви. ? Мне трудно определиться в этом вопросе. Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою».
Слайд 16Прием «Кластер» - это приём, в котором информация располагается в виде
«гроздей винограда».
При этом между всеми «гроздьями» должна быть чёткая
логическая связь. В любом «кластере» есть отправная точка, вокруг которой мы будем разветвлять «гроздь».
Нашей отправной точкой являются герои романа «Евгений Онегин». Первых «ягод» будет четыре по числу основных героев романа. Последующие «гроздья» содержат характеристики героев с учетом их сюжетных взаимосвязей. Данный приём помогает учащимся структурировать основные характеристики персонажей изучаемого произведения.
Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») –
выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
Слайд 17 имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя
следующим образом:
1. Существительное. Онегин. Татьяна.
2.
Прилагательных два Скучающий, «лишний».
Скромная, влюблённая
3. Глаголов три. Отвергает, убивает, влюбляется
Любит, страдает, мечтает
4. Предложение из четырех слов. Онегин отвергает любовь Татьяны
Выходит замуж за нелюбимого человека
5. Существительное (вывод, обобщение). Пессимист. Идеал (поэта).
СИНКВЕЙН – (от англ. «путь мысли») короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
Слайд 18. Стратегия «фишбоун» позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев
произведения. В данном случае эта стратегия помогает более ярко раскрыть
образ Евгения Онегина.
«Фишбоун» - «скелет рыбы». Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке. В голове рыбы ставится «толстый вопрос». Верхние плавники – это аргументы или причины. Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы. В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос». В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Могла ли иначе сложиться судьба Евгения Онегина?».
Аргумент 1: «Скука». Факт 1: «Онегин скучал и в Петербурге, и в деревне, все радости жизни ему рано наскучили».
Аргумент 2: «Душевные метания». Факт 2: «Онегин искал смысл жизни, его душа не знала покоя».
Аргумент 3: «Любовь». Факт 3: «Онегина полюбила Татьяна, но он не ответил на её любовь, а когда полюбил, то было уже слишком поздно».
Аргумент 4: «Убийство». Факт 4: «Онегин убивает на дуэли Ленского, совершая при этом огромную жизненную ошибку». Аргумент 5: «Лишний человек». Факт 5: «Онегин – это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в жизни» Вывод: «Судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь Татьяны и отказался от поединка с другом. Но разочарование в жизни свело на нет все его положительные устремления. Онегина можно считать глубоко несчастным и одиноким человеком».
Слайд 19 Текст читается дозированно. После каждой
смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение
или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Чтение с остановками
Слайд 201. Учитель выбирает текст для чтения.
2. Текст заранее делится
на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать
чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Подготовительная работа:
Слайд 21«Мозговой штурм»
«Мозговая атака», «мозговой штурм» (метод «дельфи») – это
метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос.
Слайд 22Нетрадиционные уроки
урок-семинар
урок-лекция
урок-беседа
урок-практикум
урок-экскурсия
урок-исследование
урок-игра
урок-диспут
урок-конференция
Урок-путешествие
урок-зачет
урок-КВН
Слайд 23Типы домашнего задания:
творческая работа;
лингвистическое исследование текста;
наблюдение за природой (фото и
видеосъемка);
подготовка словарных диктантов;
составление вопросника к зачету по теме;
составление конспекта, опорных
таблиц;
письмо по памяти.
Слайд 24Формы и методы
соединяющие обучение и воспитание в единый процесс
групповые
формы работы;
работа в парах;
творческие работы;
интеллектуальный марафон;
учебный мозговой штурм;
нетрадиционные уроки;
создание ситуации
выбора ;
составление схем-опор, использование алгоритмов;
игровая учебная деятельность;
различные приемы устного и письменного опроса.
Слайд 25В последнее время все чаще различают понятия «активные» и «интерактивные»
методы обучения.
Слайд 26 Активные методы и формы обучения с применением инновационных технологии
помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать
и применять на практике.
В то же время эти технологии…
- стимулируют у учащихся процесс познания нового,
- формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,
порождают стремление к самостоятельной деятельности,
формируют устойчивое внимание к предмету.
Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.
Главное – это искры радости познания в глазах детей.
Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.