Слайд 1КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ И-Е
Учитель русского языка и литературы МБОУ
«СОШ № 3 МО «Ахтубинский район»
Дроздова Вера Александровна
Слайд 2-бер- / -бир-
-дер- / -дир-
-мер- / -мир-
-пер- / -пир-
-стел- /
-стил-
-тер- / -тир-
-жег- (-жеч-) / -жиг-
-блест- / -блист-
КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
ГЛАСНЫХ И-Е
Слайд 3буква И пишется, если после корня стоит суффикс -А-
буква Е
пишется, если суффикс -А- отсутствует
КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ И-Е
И-А
Слайд 4ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно укажите вид глаголов.
Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс -а- двумя.
Уб..раю комнату —
уб..ру комнату, отп...рать замок — отпереть замок, зам...реть от восторга — зам...рать от восторга, раст...реть сахар в ступке — раст...рать сахар в ступке, уд...рает без оглядки — уд...рёт без оглядки, разж...гать костёр — разж...чь костёр, выч...тать одно число из другого — выч...сть одно число из другого, пожать руки — пож...мать руки, прокл...нать кого-нибудь—проклясть кого-нибудь, занять позицию — зан...мать позицию.
Слайд 5Спишите, объясните графически орфограмму
Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает
квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели,
а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».
Слайд 6Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в
словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак
«+» в таблице.
Слайд 7Найди правильный ответ
В каких словах пишется буква Е?
а) Поч_тать книгу;
б) подн_маться;
в) бл_стать;
г) подст_лить;
д) обж_г.
В каких словах
пишется буква И?
а) Прод_рется (сквозь заросли);
б) выб_рите корень;
в) заж_гательная (речь);
г) (устойчивое) словосоч_тание;
д) прим_ряющий костюм.
Слайд 8К данным слева на карточке словам подберите однокоренные, отвечающие на
вопросы справа. Правильно вписав слова, вы прочтете название явления, происходящего
в этих словах.
Слайд 9Игра «Собери пословицу»
зима, собирает, а, поедает, лето.
что, соберёшь, на, столе,
зимой, то, летом, найдёшь.
Слайд 10Творческое задание
Необходимо составить и записать две группы слов (тесты) для
игры «Четвертый лишний» по теме: «Корни с чередованием е-и».
Например,
1 группа
слов: замереть, расстилать, блистать, вытирать.
2 группа слов: уберу, застелю, вымерли, отпирать.
?
Слайд 11Запиши пары глаголов. Выдели в этих глаголах корни.
Удерёт – удирает
Замереть
– замирает
Запереть – запирает
Стереть – стирает
Слайд 12
Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может
произойти чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму.
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в
лазури голубой.
2) Песня замирает далеко в полях.
3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.
4) Пролитую воду не соберёшь.
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
6) Улицы упирались в голые скалы.
7) Сладость победы стирает горечь терпения.
8) Крепость изнутри берут.
9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть.
10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.
Слайд 13Обобщение изученного на уроке
1. В чем особенность корней с чередованием?
(нельзя проверять ударением).
2.Назовите корни, в которых могут чередоваться гласные е-и.
Слайд 14Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру «Как я убираю свою комнату». Используйте в
своем сочинении опорные слова с чередующимися гласными в корне: прилагать,
разбирать, вытирать, расстилать и т.д. Обозначьте условия выбора гласных букв в корнях с чередованием.
Слайд 15РЕСУРСЫ:
http://www.umnydom-nn.ru/?p=3747
http://edu.infoandlife.com/
http://uch.znate.ru/docs/1439/index-6276.html
http://festival.1september.ru/articles/619240/