Слайд 1
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ ТЕКСТОВОСПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Из опыта работы Галкиной Н.Н.,
учителя русского языка
и литературы
ГБОУ СОШ №297 города Москвы
Слайд 2
УПРАЖНЕНИЯ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Система работы с такими
упражнениями
описана
Антоновой Е.С. в журнале
«Русский язык в школе» №2
2002г.
в статье «Тайны текста»
и секреты методики».
Слайд 3
Упражнение аналитико-синтетического характера характеризуются следующими особенностями: предлагается псевдотекст, составленный из
различных источников. Задача учеников - проанализировать, выделить смысловые и стилистические
отрывки единых текстов и тем самым обнаружить первоисточники.
Работа проводится парная, групповая,
по вариантам или по рядам.
Ученик в данном случае должен
действовать как исследователь.
Слайд 6ПСЕВДОТЕКСТ 1.
В Европу гречиха попала в 13 веке. На Руси
её появление связано с легендой о Крупеничке, дочери русского царя,
взятой в плен татарами и затем возвращённой на родину в виде гречишного зёрнышка. Большой кусок поля, весь розово-белый, словно его залили густыми сливками. А ещё стоит над ним тихий, но непрерываемый живой шелест, ровное и негромкое гудение – работают пчёлы. На одном растении гречихи цветов бывает до пятидесяти, а иногда и больше. Это цветёт гречиха!
Слайд 7 ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ
1. Сколько авторов рассказывают о гречихе?
2. Вычленить
тексты по следующим признакам:
единство темы,
тип речи,
стиль текста,
способы связи
предложений.
Слайд 8 ТЕКСТ 1.
В Европу гречиха попала
в 13 веке.
На Руси её появление связано
с легендой о
Крупеничке, дочери
русского царя, взятой в плен татарами
и затем возвращённой на родину
в виде гречишного зёрнышка. На одном
растении гречихи цветов бывает
до пятидесяти, а иногда и больше.
(Удивительные растения.)
Слайд 9
Большой кусок поля, весь
розово-белый, словно его залили
густыми сливками. А
ещё стоит
над ним тихий, но непрерываемый
живой шелест, ровное и
негромкое
гудение – работают пчёлы.
Это цветёт гречиха! (Н. М. Грибачёв.)
ТЕКСТ 2.
Слайд 10
Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.
Проснулось золотое солнышко. Улыбнулось зверям, людям. Солнце – раскаленный плазменный
шар, типичная звезда – карлик. Весь день освещало поля, леса, горы. Период вращения Солнца изменяется от 27 суток на экваторе до 32 суток у полюсов. Что оно горячим светом по листам затрепетало. Всех радовало своей красотой и улыбкой. Солнце – основной источник энергии для всех процессов, совершающихся на земном шаре.
ПСЕВДОТЕКСТ 2.
ТЕКСТ 1
Я пришёл к тебе
с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
(А. А.Фет)
ТЕКСТ 2
Проснулось золотое
солнышко. Улыбнулось
зверям, людям. Всех радовало
своей красотой и улыбкой.
(Из сочинения
пятиклассницы)
3
Солнце – раскаленный
плазменный шар, типичная звезда
– карлик. Период вращения
Солнца изменяется от 27
суток на экваторе до 32 суток
у полюсов. Солнце – основной
источник энергии для всех
процессов, совершающихся
на земном шаре. (Учебник
астрономии)
Слайд 14
ПСЕВДОТЕКСТ 3.
На
его страшной седой голове — белая шапка с рубином на
острой верхушке, и качается, качается – сверкает этот кровавый глаз, озирая мир... А в ушах царя — серьги из рубинов Цейлона, из камней цвета губ красивой девушки. Алый рубин в древности и в средние века считали целебными камнем: «Рубин врачует сердце, мозг, силу и память человека». Рубин теперь не только предмет роскоши, он стал камнем-тружеником. Если открыть крышку часов, то можно увидеть крохотные красные пятнышки: это и есть опорные рубиновые камни. Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах.
ТЕКСТ 1.
На его страшной седой голове — белая
шапка с рубином на острой верхушке, и качается, качается – сверкает этот кровавый глаз, озирая мир... А в ушах царя — серьги из рубинов Цейлона, из камней цвета губ красивой девушки.(М. Горький «Сказки об Италии», образ Тамерлана)
ТЕКСТ 2.
Алый рубин в древности и в средние
века считали целебными камнем: «Рубин врачует сердце, мозг, силу и память человека». Рубин теперь не только предмет роскоши, он стал камнем-тружеником. Если открыть крышку часов, то можно увидеть крохотные красные пятнышки: это и есть опорные рубиновые камни. Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах.
Слайд 17
1. Создание проблемной ситуации.
Предъявление учащимся псевдотекста.
Прочтение (прослушивание) упражнения.
Работа
с непонятными словами.
О чём псевдотекст? Можно ли понять мысль автора?
Что осложняет наше понимание?
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ПСЕВДОТЕКСТОМ
Слайд 182. Повторение теоретических сведений.
Работа с признаками текста.
Повторение стилей речи. Что
мы учитываем при определении стиля речи?
АЛГОРИТМ РАБОТЫ
С ПСЕВДОТЕКСТОМ
Слайд 193. Целеполагание.
Выделить исходные тексты из псевдотекста.
Определить тему, идею, тип и
стиль речи каждого текста.
Указать те языковые ориентиры, которые помогли объединить
предложения в текст.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ПСЕВДОТЕКСТОМ